Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АЛГОРИТМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Ахметов М.А.
1. Плигин А.А. Исследование закономерностей развития репрезентативных систем школьников [Электронный ресурс] / А.А. Плигин, А.В. Герасимов // ЦентрНЛПвобразовании– Режимдоступа: http://www.nlpcenter.ru – (07.08.2007).
2. Плигин А.А. Познавательные стратегиишкольников: монография / А.А. Плигин. – М.: Профит-стайл, 2007. – 528 с.

Под познавательной стратегией понимается комплексная динамическая организация познавательных процессов, раскрывающая взаимосвязи репрезентации цели, интеллектуальных операций по достижению результата, коррекции процесса деятельности, фиксации получаемого результата [2]. Следовательно, впознавательнойстратегииможновыделитьследующие компоненты: мотивационный, связанный с осознанием и постановкой цели деятельности; операциональный, определяемый выборомтойилиинойпоследовательности интеллектуальных операций; рефлексивный, предполагающийосознаниеикоррекциюпроцессадеятельности, цели ификсациюрезультатадеятельности.

Следует различать понятия «познавательная стратегия» и «алгоритм» познавательной деятельности. Понятие «познавательная стратегия» в отличие от алгоритма включает мотивационный, смысловой компонент деятельности. Алгоритмопределяетлишьжесткуюпоследовательность ключевых предметных действий, без определения сенсорного стиля выполнения этих действий. Так, алгоритм решения химической задачи на избыток одного из реагентов содержит следующую последовательность учебных действий: «прочитай условие задачи, определи, какие вещества даны, сделай краткую запись условия задачи, напиши уравнения реакции, определи, какое вещество находится в избытке, а какое в недостатке...» [1]. Алгоритм – это путь, а познавательная стратегия – мыслительный способ осуществления этого пути. Познавательная стратегия раскрывает ментальные стили интеллектуальных процессов: сенсорно определённые механизмы мотивации, восприятия, осмысления задачи, поиска оптимального решения, управления ходом собственных действий и формулировки результата.

Одни и те же ментальные репрезентации используются в различных познавательных стратегиях, последовательность действий при этом естественна, диктуется самим смыслом действия, не требует запоминания. В отличие от познавательнойстратегииалгоритмрешения задачи приходится просто запоминать. Учащийся, который использует алгоритмы без свойственных химическому мышлению ментальных репрезентаций, перегружаетсвоюпамять, теряетспособность к решению творческих задач.

Каждая учебная дисциплина имеет свой специфический набор ментальных репрезентаций и основанных на них познавательных стратегий, освоение которых являетсяусловиемуспешнойпознавательнойдеятельностиучащегося. Однаитаже учебнаязадачаможетбытьрешенаприиспользованииразличныхнормативныхпознавательных стратегий, причем одни учащиеся предпочтут использовать одни познавательные стратегии, а другие – иные. При использовании учителем и учащимися различных познавательных стратегий в обучении создаётся конкурентно-развивающая среда, являющаяся источником и движущейсилойразвитияучащихся.

Познавательные стратегии, как правило, неотражаютсявучебнойлитературе, являются скрытыми во внутренние механизмы познавательных процессов авторов учебников. Описание же изучаемых явлений и процессов осуществляется в рамках принятого языка, который часто весьма формализован. В этом случае возрастает значимость роли учителя, способного донести до учащегося нормативные познавательныестратегии, характерныедляданной учебной дисциплины, облегчив тем самым освоениеучебногоматериала.

Для развития познавательной активности учащихся требуется выявление и учет в методах обучения реализуемых познавательныхстратегий, которыевключают в свою структуру:

  • мотивационный компонент (связанный с теми или иными мотивами познавательной деятельности);

     

  • операциональный компонент (мыслительный способвыполненияалгоритма, решения познавательной задачи);

     

  • коррекционный компонент (определение способа решения проблемы, если задача не решена или решена нерациональным способом);

     

  • рефлексивный компонент (оценка успешности-неуспешности и определение дальнейшей стратегии действий).

     

Существует тесная взаимосвязь между понятиями «познавательная активность» и «познавательная стратегия».

Во-первых, ипознавательнаяактивность, и познавательная стратегия включают в свою структуру мотивационный компонент деятельности. Мотивы познавательнойдеятельностивзависимостиот уровня познавательной активности могут быть разными. Развитие познавательных стратегий означает и развитие познавательных мотивов. Познавательная стратегия раскрывает механизмы мотивации, азначитисоздаётусловиедляпонимания и, следовательно, коррекции и развития этих механизмов.

Во-вторых, понятие познавательная стратегия включает операциональный компонент, связанный с мысленным способом реализации алгоритма решения познавательной задачи. Существуют болееуспешныеименееуспешныевданном виде деятельности мыслительные способывыполненияалгоритма. Использование «не тех мыслительных способов», ведёт к существенным затруднениям при выполнении учебных заданий, систематически проявляющимсяошибкам, азначит, лишает учащегося успеха познавательной деятельности, что негативно отражается на развитии его познавательной активности,

Рис. Взаимосвязь понятий«познавательная стратегия» и «познавательная активность»

инымисловами, влияетнамотивационный компонентпознавательнойстратегии.

В-третьих, выход из ситуации, с учебными затруднениями состоит в необходимости, осознания собственной и освоения учащимся более успешных в данном виде деятельности познавательных стратегий. Коррекционный компонент познавательной стратегии связан с познавательной активностью, и означает готовность-неготовностьучащегосяосвоить новый способ достижения результата познавательной деятельности. С позиции познавательной активности коррекционный компонент познавательной стратегииопределяетготовностьиспособность учащегося к преодолению трудностей.

В-четвертых, рефлексивный компонентпознавательнойстратегиипозволяет дать оценку результатам познавательной деятельности, еёсмыслу, определяющему стремление учащегося к саморазвитию и дальнейшему образованию.

Таким образом, познавательные стратегии включают в свою структуру внутренние механизмы развития познавательной активности. Знание этих механизмов, позволяет повысить результативностьуправленияразвитиемпознавательной активности в обучении (рис.)


Библиографическая ссылка

Ахметов М.А. АЛГОРИТМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 27-29;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4690 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674