Являясь фундаментальной наукой, анатомия человека имеет и прикладной характер в формировании мышления будущего врача. Практически каждое занятиепоанатомииклиническинаправленно и нашизадачитаковы: вызвать интереск дисциплине, т.е. эмоционально окрасить каждое занятие; содействовать выработке у студентов логического клинического мышления; научить четко и правильно описывать локализацию объекта, что необходимо для будущей практики. Эти задачирешаютсявлекционномипрактическом курсах таким образом: подчеркиваютсяособенностистроенияитопографии органов, которые имеют существенное значение для диагностики, обследования и лечения; вырабатываются некоторые практические навыки дифференцировки, обследования, препарирования; акцентируется внимание на развитии систем органов с указанием возможных аномалий ивариантовразвития; решаютсяситуационные задачи; демонстрируются фильмы о строении, топографии систем органов с клиническими примерами; разбираются анатомические обоснования некоторых врачебных ошибок.
В ходе учебного процесса важное значение имеют способы его мотивации у студентов. Одним из наиболее мощных стимулов для проявления интереса у студентов к изучаемому предмету являются примеры из врачебной практики, подчеркивающие актуальное значение анатомических знанийдляпрофессии будущего врача. Так, в постановке диагноза заболевания необходимо знать кроме клинических симптомов болезни, также поражения, что является нередко ключевым моментом в дифференциальной диагностике. Знание вариантов отхождения ветвей от магистральных артерий имеет важное значение в хирургии при проведении оперативных вмешательств. Так, например, к печени человека может подходить собственная печеночная артерия, отходящая не от чревного ствола, а от верхней брыжеечной артерии, и незнание данного варианта развития сосудов может привести к весьма печальным последствиям в абдоминальной хирургии.
Вполнеочевидно, чтодляпервокурсников элементы клинической анатомии могутдаватьсялишьвкачествепримеров, иллюстрации практической значимости тех или иных анатомических фактов или в форме проблемных и ситуационных задач с целью развития рефлексивной активности студентов. К таким вопросам можно отнести следующие:
- актуальныепроблемыантенатальногопериодаразвитияорганизмасинтерпретацией аномалий органогенеза;
- влияние факторов внешней и внутренней среды на морфогенетические процессы;
- • данные вариантной анатомии;
- влияние факторов внешней и внутренней среды на морфогенетические процессы;
- некоторые анатомо-физиологические особенности детского организма для студентовпедиатрического факультета;
- анатомо-клинические аспекты неврологических, стоматологических и других ситуационных задач.
Значительный объем информации, получаемой в связи с освоением сложного строения тела человека, оказывает негативное влияние на познавательную деятельность студентов. Привычка к механическому усвоению знаний, репродуктивному их воспроизведению приводит к сосредоточению внимания на деталях строения, оставляя за его пределами закономерности возникновения, становления, дефинитивныхформразличныхорганови систем организма. Формированию клинического мышления способствует концепция системного подхода, рассматривающая тело человека как целостное образование. На лекциях даются представления об общих закономерностях строения (иерархические уровни структуры, организации), факторахразвитияспозицийтеорий адаптогенеза. Последующее проведение практических занятий способствует формированию у студентов навыков системного мышления. При изучении конкретного материала по разделам анатомии, эти навыки закрепляются, позволяя будущему врачурассуждатьобобщихзакономерностях морфогенеза, основываясь на учебном материале. Такиеподходывметодикепреподавания анатомии человека повышают мотивацию познавательной деятельности студентов и становятся основой для формирования клинического мышления.
Хотя учебная программа по анатомии человека не содержит прямых указаний на ее клинические аспекты, необходимость их привлекать обсуждается давно, да и сама практика работы преподавателей неизбежно приводит к этому. Содержательность, направленность данной стороны учебного процесса значительно различаются. При ее планировании представляется рациональным принимать во внимание четыре основных аспекта прикладного характера:
1) мотивацию целей изучения программы -применимостью ее данных в профилактике и лечении заболеваний (мышечный аппарат, например для топической диагностики в неврологии через контроль за качеством вызываемых движений и состоянием мышц);
2) акцентирование значения феномена через демонстрацию его проявления в клинике (сифоны магистральных артерий мозга, миокардиальные мостики
– локализация и скорость атеросклеротических изменений в сосудистой стенке);
3) рекомендации профилактического характера, вытекающие из содержания учебного материала;
4) выполнение конкретных задач по созданию багажа анатомических знаний и умений, прямо применимых в клинике (проекции органов, некоторые доступы, места пунктирования).
Таким образом, для повышения эффективности и углубления медицинской направленности преподавания анатомии человека предлагаем внедрить в учебный процесс изучение конкретных вопросов, согласованных с кафедрами клинического профиля, разработать пособие по современным методикам изучения анатомии человека на основе современных технологий, нашедших широкое применение в клинике (магниторезонансная томография, компьютерная томография, рентгеноконтрастные методы исследования). Такие аспекты медицинской направленности преподавания анатомии закладывают основу клинического мышления будущих специалистов.
Библиографическая ссылка
Байбаков С.Е. РОЛЬ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В ФОРМИРОВАНИИ КЛИНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 35-36;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4694 (дата обращения: 22.11.2024).