Одной из наиболее значимых социально-философских проблем современного общества является духовная социализация личности. Особенное значение данная проблема приобретает в сфере врачебной профессии, где формируются ценностные представления о жизни человека и его здоровье. Когда теряются нравственные основания общественной жизни, многовековые духовные традиции, происходит девальвация идеалов и смыслов и спасение видится в сохранениикаждымчеловекомсвоейличностной сущности, совершенно справедливо рассматривать духовную социализацию как основную возможность воспроизводства здорового (в полном смысле этого слова) общества.
Любой социальный институт и любое социальной образование, в которое входит и с которым взаимодействует индивид, обуславливают в той или иной степени процесс духовной социализации. Вступая в систему социального взаимодействия, индивид вынужден брать на себя ответственность, развивать самосознание, интеллект, нравственные представления, идеалы, духовно самосовершенствоваться.
Становление в человеке духовного начинается с первых дней жизни и продолжается всю жизнь. Общество и те социальные институты, в систему которых входит индивид, для него становятся особыми педагогическими системами, где формируются представления о гражданской ответственности, приобретаются навыки межличностного общения, осуществляется познание мира и себя, закрепляются и переосмысливаются правила и нормы поведения, ценностные установки и жизненные цели. В этом плане врачебная профессия представляет собой особую сферу, с которой человек оказывается связанным на протяжении всего своего существования: «на руках врача мы издаем и первый в своей жизни крик и последний в своей жизни вздох». Конечно, первые основы духовной социализации человек получает в семье. Здесь формируется его ценностное сознание и поведение. Однако нельзя не учитыватьи роль врачебной профессии как первичного фактора духовной социализации.
В настоящее время у людей начинает возрастать потребность в оказании логотерапевтической помощи, которую могут оказать врачи, так как из всех профессиональных сфер врачебная профессия имеет огромный потенциал духовного опыта по оказанию помощи в обретении смысла жизни и в формировании духовности.
Становление человеческого возможно только при наличии социокультурных условий. И если врач связывает свою профессию с сохранением здоровья личности и нации, то он не может игнорировать аспект духовности здоровья, ограничиваться только естественными соматическимиилиприроднымихарактеристиками. Врачебная профессия связана с социальным измерением человеческого бытия.
Воспитывая стремление к здоровому существованию, врач воспитывает стремление к добру, ненасилию, любвик жизни, желание «очеловечивания». Здоровье – это не только телесная красота, физическая сила и выносливость, но это духовное равновесие, альтруизм, доверие, сопереживание и духовная любовь. Здоровым может быть признан человек, который гармонично включен в социальное окружение, освоил духовныйопытсвоегонарода, адекватнодействует и полноценно развивается. Такое представление о ценностях своего существования есть модус личностно-духовного бытия человека. А сам процесс духовной социализации будет осуществляться посредством интериоризации этих ценностей.
В кризисных условиях, когда общественная жизнь духовно деградирует, трансформируются системы связей и социальных отношений и наступает экзистенциальный вакуум, проблема духовной социализации становится особенно актуальной. Духовность и здоровье -неотрывные понятия, отражающие формы общественного существования. И каждый социальный институт и социальное образование в той или иной степени могут выступать факторами формированиядуховной социализации личности. Среди таких институтов особенное положение занимает врачебная профессия, сферу которой составляют различные социальные отношения, которые можно условно представить в системах: врач -врач, врач -коллектив врачей, врач -младший и средний медицинский персонал, врач
-пациент, врач -родственники больного, врач-общество, врач-государство. Врачебная профессия уникальна тем, что в отличие от других профессий и социальных образований каждый человек в той или иной степени связан с ней от рождения до смерти. Человек с первых недельсвоегосуществованиявэтоммире подвергается постоянному, тотальному, хорошо организованному и во многом противоречивому воздействию со стороны медицины. Эта область деятельности определяет, каким человек должен быть не только в плане здоровья, но и в плане духовного развития. Врачебная профессия относится к микрофакторам духовной социализации. И в этом плане она отличается богатством своего духовного содержания, что делает ее востребованной в плане оказания логотерапевтической помощи, в обретении смысла и духовности. Врачебная профессия в своем содержании имеет основные источники духовной социализации -любовь к людям, чувство долга, совестливость, коллективистское начало, долженствование. В сфере врачебной профессии формируются рациональнообоснованные научные принципы гуманистического подхода к пониманию сущности человека, что позволяет определять эту профессию как один из доминирующих факторов духовной социализации личности современного российского общества.
Библиографическая ссылка
Боженькина С.А. ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИЯ КАК СФЕРА ДУХОВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 50-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4702 (дата обращения: 23.11.2024).