Необходимость применения и развития современных образовательных технологий в сфере образования, в том числе медицинского образования, не подлежит сомнению. Не менее важным является также развитие базовых способностей студентов (когнитивных, коммуникативных, поведенческих), профессиональной компетентности и личностных качеств[4]. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, наполнение ее новым смыслом через процесс персонализации [1]. В дальнейшем это позволит молодому врачу стать социально успешным, ответственным, иметь четкую мировоззренческую позицию.
На кафедре психиатрии Кубанского государственного медицинского университета изучается процесс становления личности будущего врача в условиях многоэтапного образовательного процесса (студенты изучают медицинскую психологию на 4-ом курсе, психиатрию и наркологию на 4-ом и 5-ом курсах).
На практических занятиях по медицинской психологии студенты применяют различные психологические методики для исследования высших психических функций, познавательных процессов, личностные методики, знакомятся с элементами педагогической психологии (виды воспитания) [2, 3]. На основе проводимых индивидуальных психологических исследований коммуникативных, организаторских способностей и личностных особенностей студентов сформированы основные принципы организации и проведения индивидуальной воспитательной работы, которая имеет несколько этапов. Основными направлениями данной программы являются: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологические тренинги, внеаудиторное психологическое просвещение, непосредственно учебный процесс, студенческое научное общество иэлективныекурсы.
Первый этап индивидуально-воспитательной работы предполагает углубление преставлений о собственных типологических особенностях студентов, повышение самооценки и степени интегрированности «Образа-Я», повышение адаптивных возможностей, обучение успешно преодолевать конфликтные ситуации в межличностном взаимодействии.
На втором этапе индивидуальновоспитательная работа проводится на качественноиномуровне, гдепроисходит совершенствование интроспективных способностей, позволяющих человеку постигать свою индивидуальность.
Третий этап предполагает внутреннюю работу по обретению у будущего врача убежденийиценностейгуманистической ориентации. На кафедре психиатрии для студентов 45х курсов лечебного факультета ежегодно проводится элективный курс по теме: «Алкоголизм, клиника, лечение и профилактика среди молодежи», «Наркомания, формы, лечение, профилактика», накотором осуществляется пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.
На практических занятиях, лекциях, заседаниях СНО студентов знакомят с психологическими основами молодежных субкультур и принципами профилактики девиантного, аддиктивного поведения среди молодежи, современными аспектами суицидогенеза в молодом возрасте. Под руководством сотрудников кафедры были проведены исследования участниками СНО, результаты которых опубликованы на Всероссийских научно-практических конференциях с международным участием: «Взаимосвязь и особенности влияния депрессии на формирование риска суицида у молодежи» (Ярославль), «Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза» (Анапа), участница СНО на кафедре получила диплом победителя конкурса научных работ молодых ученых « Развитие социально-культурной среды Юга России», проводимогодепартаментомобразования и науки Краснодарского края.
Активное участие всех сотрудников кафедры отмечается в студенческом движении «Профилактика никотиновой зависимости в молодежной среде». На кафедре изданы учебные пособия по темам: «Профилактика никотиновой зависимости в молодежной среде», «Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде». Сотрудниками кафедры проведены исследования, результаты которых опубликованы в материалах Всероссийской конференции «Роль медицинских вузов в формировании здорового образа жизни» (С.-Петербург): «Социально-психологические аспекты курениявмолодежнойсреде», «Здоровый образ жизни как фактор профилактики социальноопасной патологии в студенческой среде». Сотрудниками кафедры проводится индивидуально-психологическое консультирование студентов по вопросам межличностных коммуникаций и оптимизации психологического климата в группах.
Указанныенаправленияспособствуютповышениюличностнойадекватности и коммуникативной компетентности будущего врача.
Таким образом, профессиональное образование может быть фактором и ресурсом различных сфер личностного и общественного развития. Комплексный подход к учебно-воспитательному процессудолженучитыватьразличныеиндивидуально-типологические особенности студентов, способствующие углублению самопознания и самовоспитания.
Библиографическая ссылка
Бойко Е.О., Зайцева О.Г., Ложникова Л.Е., Агеев М.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 52-53;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4703 (дата обращения: 22.11.2024).