Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДИАТРИИ

Бурлуцкая А.В. Шадрин С.А. Сутовская Д. В. Привалова Т.Е. Статова А.В.
Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты /В.И.Байденко// Высшее образование сегодня. - 2007. -№5. – C. 4-9.
Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.

Социальные преобразования в обществе, научно-технический прогресс, тенденции дальнейшего развития наукии образования, достижения педагогической теории и практики определили стратегию модернизации системы высшего образования [1].

Система современного высшего образования требует формирования новых учебных программ, инноваций педагогических методик, внедрения современных информационных технологий обучения, активизации самостоятельной работы студентов, использования рейтинговой оценкизнаний, повышения конкурентоспособности и мобильности студентов, преподавателей и научных работников [2, 5].

Инновационным методом обучения студентов педиатрии является интегративно-модульный подход. Под модулем понимают дидактико-методический комплекс, связывающий содержание, процесс и результаты воедино, позволяющий более полно учесть индивидуальные особенности, уровень подготовки к обучению предмету, конкретной теме студентов, повысить их самостоятельность [3]. Модульная технология обучения характеризуется дискретностью, точностью направления цели обучения, вариативностью, самостоятельностью и индивидуальностью. Закономерности модульной технологии обучения и ее дидактические принципы обоснованы в работах Л.В. Ведмич [4]. На основном этапе проектирования производилось ранжирование учебного процесса помодулямипоосновнымего компонентам. На этапе разработки учебной программы идет соотнесение выделенного в ней учебного содержания с базовым образовательным стандартом, с имеющимся базовым учебником, методическим комплексом и определение всех необходимых компонентов учебной программы.

Современными технологиями обучения является прием внутрипредметной интеграции знаний иучебных дисциплин в единый учебный курс. Отмеченный в последние годы интерес научно-педагогической общественности к этой инновационной технологии вполне оправдан, так как интеграция учебных дисциплин позволяет повысить интенсивность обучения в несколько раз [3].

На современном этапе высшая медицинская школа внедряет инновационное направление -компетентностный подход. Компетентность – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с поставленным делом. Прежде всего, это знания, умения, навыки. Компетентность включает не только когнитивную и операциональную – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [6].

Педиатрия является одной из основных клинических дисциплин в подготовке врача. Полученные во время обучения знания будут использоваться в практической деятельности специалиста. На этапе внедрения этого метода занятия поделены в соответствии с интегративно-модульной системой на модули. Каждый модуль включает в себя несколько занятий, близких по целям, задачам, тематике. В клинике таким связующим звеном является определенная система организма, которая изучается согласно программе. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работа над модулем включает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание истории болезни, реферата по неотложным состояниям в педиатрии.

В рамках единой кафедры госпитальной педиатрии с 2011-2012 учебного года проводится преподавание педиатрии для студентов лечебного факультета и детских болезней педиатрического факультета. В связи с этим встал вопрос об интеграции преподавания педиатрии в рамках единой кафедры в зависимости от специальности будущих врачей(лечебное дело и педиатрия).

Основы преподавания дисциплины педиатрии для будущего врача-терапевта, а также врача общей практики и врача-педиатра принципиально различаются по объему и глубине информации, подиапазону икачеству профессиональных навыков. От врачей-терапевтов и врачей общей практики требуется значительная эрудиция в обширном круге педиатрических вопросов: основных анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка, периодах детского возраста и возрастно-зависимой патологией, знание основной семиотики заболеваний, ведущей патологии раннего и старшего возраста при меньшей потребности владеть большим диапазоном манипуляций. От врачей-педиатров требуется более глубокие знания и умения в относительно узкой специальной области педиатрии. Это способствовало разработке интегрального подхода в рамках единой кафедры госпитальной педиатрии к обучению студентов обеих групп врачей.

В рамках интегрального подхода произведено ранжирование учебного процесса по модулям и по основным его компонентам с учетом специальности. Каждый модуль включает всебянесколько занятий, близких по целям, задачам, тематике. В клинике таким связующим звеном является определенная система организма, которая изучается согласно программе. Особенностью модульного обучения является отведение максимального учебного времени для самостоятельной работы. Работанадмодулемвключает лекции, практические занятия, овладение методиками обследования ребенка, индивидуальную и самостоятельную работу студента, тестовые задания, ситуационные задачи, написание истории болезни, реферата по неотложным состояниям в педиатрии. Изучениемодулязавершается итоговым занятием, включающим проверку истории болезни, усвоение практических умений и знаний по тематике модуля.

Кроме инвариантных модулей, являющихся обязательными для усвоения каждым студентом, выделяются вариативные или элективные модули, которые студент может освоить самостоятельно. Элективные модули дают возможность каждому студенту формировать собственную образовательную траекторию. Текущая модульная рейтинговая оценка состоит из баллов, которые студент получает за определенную учебную деятельность на протяжении усвоения данного модуля. В рейтинговую оценку включаются также баллы за участие в работе студенческого научного общества, конкурсах, наличие печатных работ.

В рамках реализации компетентностного подхода в обучении одно практическое занятие в курационном цикле проводится на базе детского сада, где каждый обучающийся имеет возможность проводить объективный осмотр детей младшего и дошкольного возраста: осуществляется оценка физического и нервно-психического развития, определение группы здоровья. Студенты принимают активное участие в вакцинации детей, посещающих ДДУ: проведение медицинских осмотров, практическая реализация регламента противопоказаний к проведению профилактических прививок, самостоятельная оценка пробы Манту.

Преимущества организации учебного процесса на новых базах заключается в возможности самооценки образовательных результатов и их совершенствовании. В процессе построения занятия студент приобретает и компетенции социального взаимодействия с коллегами, пациентами, умениесотрудничества, уважения. Результатом данного подхода является измеряемые конкретные достижения студентов, выраженные на языке компетенций: знаний, умений, навыков. Оценка этих достижений является не просто фиксацией итогов, а новым этапом развития, повышающим качество образования.

Таким образом, интегральный подход преподавания педиатрии в рамках каждой отдельной специальности обеспечивает эффективность обучения по всем направлениям профессионального образования и позволяет добиться лучших результатов в профессиональной подготовке студентов.


Библиографическая ссылка

Бурлуцкая А.В., Шадрин С.А., Сутовская Д. В., Привалова Т.Е., Статова А.В. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДИАТРИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 60-62;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4707 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674