Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫЖИВАЕМОСТИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЕГЭ КАК ИННОВАЦИОННОГО КРИТЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Быстрова Е.И. Ломакина Л.И. Первишко О.В. Ильина А.В.
Лызь Н.А., Радомская М.В. Единый государственный экзамен: опыт оценки образовательной инновации // Педагогика. - 2007. -№ 5. -С. 32.
Преображенская Н.Г. Проблемы современного образования /Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Подобщ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. Т. 1. С. 79-82.
Сапкулова Е.В. Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами /Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч.конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. Т. 1. С. 82-86.

В современном обществе различные варианты тестирований становятся неотъемлемыми элементами системы образования России. Основной акцент делается на объективности и независимости оценки результатов обучения. Важно, что объективность оценки обеспечивают современные средства и методы тестового контроля, именно это открывает широкие возможности инновационных подходов к контролю результатов образования. Общеобразовательная школа является первым и базовым звеном всей системы образования страны [2], поэтому чрезвычайно важным является включение в ЕГЭ комплекта учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования в медицинском вузе.

Следует признать, что технология ЕГЭ (при всей ее неоднозначности) стала новой моделью содержания и формы оценки учащегося [3].

Введение ЕГЭ как критерия, не учитывающего территориальные, национальные и др. признаки и позволяющего уравнять стартовые возможности абитуриентов, дает возможность получать высшее образование наиболее подготовленной (поданномупрофилю) прослойкемолодежи [1]. Тестирование же «выживаемости знаний» позволяет проследить динамику обучения и степень «забываемости» базовых, школьных, предметов, которые продолжают преподаваться и в ВУЗе. Одной из положительных сторон данного метода является совершенствование контроля результатовприобучении студентов.

Проведено интернет-тестирование 150 студентов I курса педиатрического факультета, что составило 77,7%, от общегочисластудентов(193). Тестирование проводилось по трем дисциплинам, которые сдавались в школе в форме ЕГЭ и были заявлены при поступлении в ВУЗ: «Русский язык», «Химия» и «Биология».

По дисциплине «Русский язык» студентам было предложено для тестирования 38 заданий, среднее время выполнения 80 минут. Средний процент выполненных правильно заданий набран студентамиисоставил 67%. Разброс максимально правильно выполненных заданий варьировал от 100 % до 26%. 31 студентом не был достигнут порог 60%, что составило 20,9% . По дисциплине «Химия» интернет-тестирование включало 20 заданий, среднее время выполнения 50 минут. Средний процент правильно выполненных заданий по дисциплине составил 65%. Разброс составил от 95% до 15%. Менее 60% правильно выполненных заданий показали 42 студента, что составило 28,3% . По дисциплине «Биология» студентам было предложено 30 тестовых заданий, среднее время выполнения 50 минут. Средний процент правильно выполненных заданий студентами составил 69%. Разброс составил от 93 % до 40%. Порог 60% и ниже при выполнении заданий набрали 23 студента, что составило 15,6% .

При проведении интернет-тестирования 18 студентов (12,2%) по двум и трем дисциплинам показали уровень знаний, который не превышал порога 60% при выполнении тестовых заданий, из них в двух дисциплинах «Русский язык» и «Биология» у 14 студентов по результатам тестирования набрано менее 60%, чтосоставляет 9,5% от общегочисластудентов прошедших тестирование, иу 4 студентов (2,7%) по трем дисциплинам набрано при Интернет-тестировании менее60%, всеониотносилиськразличным формам обучения.

Наборстудентовнапедиатрический факультет, осуществляемый по результатам дисциплин ЕГЭ, подтверждает рост проходного балла у абитуриентов, поступающих по общему конкурсу, тогда как баллы для поступления на платные формы обучения существенно не меняются (рис. 1).

показатель составил 95. По «Биологии» показателикакмаксимальные, такиминимальные как в школе, так и в Вузе были почти одинаковые, что составило 96 и 93, и 53 и 56 соответственно (рис.2).

Рис. 1. Проходные баллы при поступлении на педиатрический факультет

При тестировании студентов по дисциплинамЕГЭмаксимальныйпроцент (100%) правильно выполненных заданий встретилсяподисциплине«Русскийязык», в сравнении -учащиеся в школе максимально набирали лишь 98. Минимальные показатели в школе по дисциплине «Русскийязык» вдваразабыливыше, чем при тестировании у студентов, что составило 51 и 26 соответственно. По «Химии» как в школе, так и в Вузе максимальный

Анализ приведенных результатов показывает, что

  • ростпроходногобалланабюджетную форму обучения педиатрического факультета дает большой разброс результатов по основным дисциплинам ЕГЭ, что также прослеживается в показателях интернет-тестирования студентов;

     

  • студенты имеют высокие показатели по русскому языку и биологии, при этом по химии низкие минимальные показатели подтверждаются как при сдаче дисциплин ЕГЭ в школе, так и при интернет–тестировании студентов в Вузе;

     

Рис 2. Максимальные и минимальные показатели знаний школьников и студентов при интернет-тестировании по дисциплинам ЕГЭ

 

• средний процент правильно выполненных заданий при тестировании студентовподисциплине ЕГЭ - «Русский язык» составляет 67%, «Химии» - 65%, «Биологии» - 69%. Из трех дисциплин на первом месте стояла «Химия» по количеству студентов не набравших проходного порога (т.е. менее 60%), - 28,3%, «Русский язык» – 20,9% и «Биология»– 15,6%;

• низкий уровень знаний прослеживался у студентов на всех формах обучения, но преимущественно у студентов, обучающихся на платной форме обучения, а также у студентов, поступивших поцелевойпрограмме «Врачебныекадры для сельского здравоохранения».

Таким образом, результаты проведенного исследования не являются однозначными и окончательными. Однако независимость контроля учебных достижений студентов, объективность полученных данных, единство критериев оценки, а также 100% охват студентов позволили сопоставить результаты итоговой аттестации выпускников школ и результаты тестирования «выживаемости знаний». Это в дальнейшем предоставляет основу для объективной и единой оценки обученностивыпускниковшколы, нынешних студентов, а также способствует не только более полному усвоению предметных знаний и умений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, но и способствует совершенствованию учебного процесса.

Влияние инноваций на качество образования, особеннопривыходезапределы функционально-ролевой модели обучения, опосредуется отношением к этим инновациям непосредственных организаторов и участников образовательного процесса, их готовностью к совершенствованию, их педагогическим опытом и профессиональной позицией.

Однако мы пришли к мнению, что при анализе полученных данных следует избегать однобокости и некорректных выводов, так как возникает необходимостьванализецелостногообъекта -образования -в единстве всех его функций и решаемых задач, в единстве всех его связей с социумом, культурой, национальным менталитетом, в единстве его процесса и результатов. Также следует учитывать противоречие цели и средств образования. Так, целью общего образования провозглашают гармоничное развитие личности, а результатом считают сформированные системы знаний и ряда умений (то, что проверяется в форме ЕГЭ) [3].

В целом многообразие функций контроля и многомерность влияния форм и методов контроля на весь образовательный процесс требуют пристального внимания к анализу результатов диагностического компьютерного Интернет-тестирования студентов 1 курса по дисциплинам единого государственного экзамена.


Библиографическая ссылка

Быстрова Е.И., Ломакина Л.И., Первишко О.В., Ильина А.В. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫЖИВАЕМОСТИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ЕГЭ КАК ИННОВАЦИОННОГО КРИТЕРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 63-65;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4708 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674