Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НОВЫЕ ПРИЕМЫ СПИСЫВАНИЯ ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Горбов Л.В. Чигрин С.В.
Бутенков С.А., Сальников В.А., Бутенков Д.С. Методика и средства индивидуального тестирования в ВУЗе / -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.-с.21.
Педагогические тесты. Термины и определения. -Отраслевой стандарт Министерства Образования РФ. Москва,
Сивак Е.В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания). Препринт WP10/2006/06. — М.: ГУВШЭ, 2006. — 44 с.
Списать или не списать – вот в чем вопрос? Почему в России ты герой, а в Америке – предатель? / http://blogs. voanews.com/russian/students

С целью повышения объективности экзаменов и зачетов достаточно давно применяется компьютерное тестирование [2]. Однако используемые для него программы в большинстве случаев не обеспечивают объективность, так как не застрахованы от применения студентами шпаргалок, изготовленных по описанному в данной работе принципу.

Отношение к списыванию весьма отличается в разных странах [1]. В США о списывающих студентах докладывают их коллеги. ВоФранциистудент, пойманный на списывании, отчисляется из ВУЗа и теряет право сдавать любые экзамены (даже на водительские права) в течение пяти лет. Только в России списывание считается среди студентов чуть ли не доблестью. При этом только 19% преподавателей и 3% студентов считают, что списывающего следует сразу же удалить с экзамена [3, 4]. Повсеместное и массовое распространение списывания ставит под вопрос саму целесообразность проведения зачетов и экзаменов в тестовой форме. Экзаменационное мошенничество деморализует даже добросовестных студентов, подрывая мотивацию к систематической работе. В самом деле, зачем напрягаться и что-то там учить, когда можно легко и просто списать? Нетрудно предугадать, какогокачества «специалисты» получаются на выходе.

Тем не менее, тестирование обладает рядом существенных преимуществ в тех случаях, когда следует проверить усвоение большого объема фактического материала, а именно:

  1. Объективный (при отсутствии списывания) результат, видимый немедленно и очевидный самому студенту;

     

  2. Контроль объема усвоения материала;

     

  3. Возможностьбыстровыявитьпробелы в знаниях;

     

  4. Оценка прогресса при повторных пересдачах;

     

  5. Возможностьзаотносительнокороткое времяопроситьбольшоечислостудентов по всем вопросам изучаемой темы илираздела, чегоневозможнодостичь при проведении устного опроса.

     

Целью данной работы является анализ путей повышения объективности компьютерного тестирования. Каким образом можно списывать, если на одну задачу отводитсяменееминуты? Этостановится возможным при использовании шпаргалок, основанных на кодировке вопросов по первым буквам слов. Например, вопрос«Охарактеризуйте состав ряда молочных и постоянных зубов» может быть закодирован сочетанием «осрмпз »; вопрос «укажите сроки прорезывания постоянных зубов» – сочетанием «усппз ». В первом вопросе из шести предложенных вариантов ответов правильными являются второй, третий и шестой, а для второго вопроса – четвертый ответ. Таким образом, к получившимся буквенным кодам приписываются цифры, обозначающие номера правильных ответов: «осрмпз 2,3,6 », «усппз 4 ». Посл е чего все сортируется в алфавитном порядке и распечатывается на бумаге мелким шрифтом.

На листке бумаги размерами 7×8 см (реальный пример) может быть распечатана база ответов на 300 тестовых задач!

Программное перемешивание верных и неверных ответов (при каждом следующем предъявлении задачи ответы располагаются в другом порядке) также не решает проблему списывания радикально. В этом случае первыми буквами кодируются не только тексты вопросов, но (после условного знака «/», «:», «–», «_») итексты ответов. Приэтом правильные ответы отмечаются буквами или буквосочетаниями, с которых они начинаются. Поясним сказанное на следующем примере:

# Вопрос № ** Дайте характеристику строению позвоночного столба новорожденного. @ +2,50 хрящевая основа зуба II позвонка сращена с хрящевой передней дугой атланта; –1,67 сформирован шейный лордоз; –1,67 крестец представлен единой костной структурой; –1,66 все позвонки полностью сформированы; +2,50 имеется синостоз двух точек окостенения дуги всех позвонков

Зашифрованный вопрос и ответына него будет иметь вид «дхспсн_х,с,к,в,и: х,и »; первые буквы правильных ответов указаны после двоеточия. Для облегчения поиска первые буквы строк ответов также располагаются в алфавитном порядке: «дхспсн_в,и,к,с,х: и,х ». Как видно, принцип прост, как все гениальное, поэтому даже перемена мест правильных ответов не позволит эффективно предотвратить списывание. И после получения полных текстов задач с обозначенными правильными ответами (а во многих вузах администрация требует выдавать студентам такие задачи) студенту остается проделать чисто механическую работу кодировки и нумерации, после чего отправляться на экзамен.

Как предотвратить списывание? Сделать это возможно, используя комплекс следующих мер:

  1. Нельзя давать студентам готовые ответы при небольшом количестве задач (порядка 200 – 300). В этом случае тестирование превращается в разрушителя учебного процесса: студенты не изучают материал, а готовят шпаргалки или зазубривают номера правильных ответов, что авторы наблюдали многократно. Выдаваться должны не готовые ответы, а контрольные вопросы или (в крайнем случае) краткие структурированные конспекты изученного материала;

     

  2. В качестве паллиативной меры (если используемая программа не может «перемешивать» расположение ответов) можно готовить комплект задач в трех

     

– пяти вариантах, в каждом из которых правильные ответы располагаются поразному. Например, в описанном выше примере правильные ответы – первый и пятый. В другом варианте они будут вторым и третьим, в третьем – четвертым и пятым и т.д. Студентам выдается только один вариант, а на экзамене в случайном порядке используются задачи из всех вариантов;

3. Поскольку всегда существует возможностьполучениястудентами готовых ответов из всех вариантов с последующим применением «усложненного кодирования» (см. выше), то:

− комплект должен быть достаточно большим, порядка нескольких тысяч задач по каждому разделу (вопросы полностью охватывают все детали изученного материала, а каждый вопрос повторяется несколько раз в разной форме). Выучить расположение такого количества вариантов ответов физически невозможно, а шпаргалкастанетнастолькодлинной, что пользоваться ею станет весьма затруднительно;

− там, гдевозможно, следует: а) сводить формулировку вопросов к стандартной форме: «Отметьте верные утверждения…», «какие варианты, касающиеся… являются неверными», «для новорожденного верно...» ит.д.; б) начинать правильныеинеправильныеответыодинаковыми словами.

Все это может существенно затруднить списывание и подсказывание, в том числе с использованием мобильных средств связи. Радикальное же решение проблемы заключается в совершенствовании программного обеспечения электронных экзаменов. Необходимы такие программы, которые позволят:

  1. Случайным образом изменять расположение ответов на экране монитора при каждом новом выводе задачи на экран.
  2. Ранжировать вопросы по степени значимости, поскольку очевидно, что незнание студентом строения кругов кровообращения или частей органов далеко не то же самое, что незнание каких-то мелких деталей. Программа должна иметь возможность прекращать тестирование после одной или нескольких грубых ошибок (помимо всего, это существенно сократит время на проведение тестирования). 
  3. Использовать рисунки для задания вопросоввграфическойформе: «укажите верное расположение…», «какая из представленныхсхем… являетсяошибочной», «обозначьтеобъектынарисунке…» ит.д., что позволить избегать списывания. 
  4. Использовать открытые вопросы без готовых вариантов ответов, когда отвечающий вписывает свой ответ в поле экранной формы.

     Все эти меры, по нашему мнению, будут способствовать улучшению качества учебного процесса, мотивировать студентов на глубокое и всестороннее изучение предметов и вернут компьютерным экзаменам объективность.


Библиографическая ссылка

Горбов Л.В., Чигрин С.В. НОВЫЕ ПРИЕМЫ СПИСЫВАНИЯ ПРИ КОМПЬЮТЕРНОМ ТЕСТИРОВАНИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 93-96;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4719 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674