Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Грибакина Л.В. Саушкина Е.А.
1. Литвинова Т.Н.. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. – Краснодар: Изд-воКГМА, 2001.– 265 с.

Интегративно-модульный подход в предметном обучении положительно зарекомендовал себя в практике работы вузов и школ [1], однако модульное обучение практически не используется для формирования профессиональных компетенций и повышения мотивации к обучению.

Модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, его содержание разбивается на логически законченные части, ориентированные на формирование и развитие конкретных компетенций. Организация работы по подготовке модульной программы учебной дисциплины и занятий в рамках модульно-рейтингового обучения включает следующие этапы:

• анализ учебного материала с точки зрения возможности и методической целесообразности его представления в модульном варианте, определение количества модулей;

• отбор содержания модуля, в том числе интегративного характера, и определение его объема;

  • определение типов работ (лабораторно-практических, семинарских, интерактивных);

     

  • формы контроля и оценки в каждом модуле;

     

  • обеспечение субъекта образовательного процесса учебниками и методическими пособиями;

     

  • постановку целей и определение планируемых результатов обучения.

     

При организации работы с модульной программой следует руководствоваться следующими требованиями: название модуля должно быть сформулировано понятно и коротко, описаны общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые в результате модуля, выделены и обоснованы уровни этих компетенций, прописаны теоретические и практические знания для их достижения и развития.

Важную роль в отборе содержания модуля мы отводим контекстным (ситуационным, практико-ориентированным) заданиям, выделяя следующие типы задач:

  • на применение неорганических соединений в будущей профессиональной деятельности;

     

  • на использование естественнонаучных знаний для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки конкретной ситуации, например, влияние веществ-загрязнителей на здоровье человека, проблемы качества пищи, основы здорового образа жизни.

     

Данные задания не требуют теоретических и практических знаний, выходящих за пределы программы изучаемой дисциплины, но для их решения необходимы общая эрудиция, межпредметные знания, привлечение личного жизненного опыта, научное общение, что активизирует у студентов познавательный интерес и мотивацию к обучению, давая возможность им проявить свои личностные качества.

В модуле предусматривается тестовый контроль на начальном этапе, проверяющий уровень исходных знаний иумений и тестовый контроль после изучения модуля для проверки степени сформированности профессиональных компетенций.

Разработка дидактических материалов также осуществляется к каждому модулю и включает учебные материалы

-лекции, лабораторный практикум, ситуационные задачи, направленные на формирование конкретных компетенций.

При работе в рамках модуля значительное внимание уделяется индивидуальной работе со студентами: прорабатывается недостаточно усвоенный на занятиях учебный материал на консультациях и в процессе дистанционного обучения. После выполнения самостоятельных и контрольных работ практикуется работа над ошибками.

Применение модульной технологии снимает зачастую стрессовую ситуацию при обучении, так как студенты получают для изучения относительно небольшие объемы теоретического материала, которые основательно прорабатываются в разных формах самостоятельной работы: на лабораторных занятиях, при решении профессионально-ориентированных задач, творческих заданий, во внеаудиторных занятиях (домашние задания, работа в библиотеке и с интернет-ресурсами). Применение балльно-рейтинговой оценки и своевременное выполнение учебного плана требуют от студентов систематической работы на протяжении всего семестра, повышая их заинтересованность в учебной дисциплине. Студент, не набравший минимального количества баллов по текущей и промежуточной аттестациям в пределах первого базового модуля, допускается к изучению следующего базового модуля. Ему предоставляется возможность добора баллов в течение двух последующих недель (следующих за промежуточным рейтинг-контролем) на ликвидацию задолженностей.

Активизации познавательной деятельности способствует включение в учебный процесс технологий дистанционного обучения. На кафедральном сайте университета размещаются дидактические материалы по модулям, включающие теоретический и справочный материал; разноуровневые задания для самоподготовки; обучающие и контролирующие тесты; вопросы и задачи для подготовкик экзамену, творческиезадания, что создает дополнительные возможности для выполнения самостоятельной работы в более комфортных учебных условиях. Такая форма обучения учитывает индивидуальные психолого-педагогические особенности студентов, также эффективна в случае пропущенных по разным причинам занятий. Важным фактором в применении дистанционного обучения является самоорганизация и самоконтроль обучаемых. Например, для студентов, испытывающих затруднения при решении задач, появляется дополнительная возможность изучения алгоритмов их решения, «нулевых» вариантов тестовых заданий.

Темы творческих заданий студенты получаютнапервыхзанятиях, преподавателем определяются сроки и алгоритмы работы: подбор литературы, определение методологических параметров (цель, задачи) мини-исследования, предоставление и защита выполненной работы в форме презентации перед однокурсниками и комиссией.

В последние годы вмодульном обучении успешно применяются проектные учебные технологии. В этом случае темы творческих заданий разрабатывают 3-4 группы студентов, которые решая частную учебную исследовательскую проблему, вносят вклад в решение общего проекта и предоставляют для его защиты совместные практические рекомендации для реализации данного проекта. При этом студенты пользуются различными источниками информации, учатся вести научные дискуссии, обосновывать и доказывать свои суждения, работать в учебной группе. Такая игровая форма обучения развивает метапредметные и ключевые компетенции, необходимые в профессиональной деятельности.

Возможности модульных технологий для формирования профессиональных компетенций перспективны в методике обучения химическим дисциплинам ит ребуют практических разработок конкретных программ и учебных пособий.


Библиографическая ссылка

Грибакина Л.В., Саушкина Е.А. ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 96-98;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4720 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674