Использование информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе – проблема, требующая детального рассмотрения всех подходовв её решении в силу активного внедрения в нашу жизнь компьютерных средств, позволяющих не только передавать информацию, но и анализировать её, шифровать, придаватьейновыйстатус, персонифицировать и видоизменять, придавая ей уникальность в применении.
Но приоритетная в решении проблема создаёт почву для зарождения сопутствующих проблем, одной из которых в системе СПО при изучении дисциплин общеобразовательного, общего гуманитарного и социально-экономического циклов является возможность репродуктивной подготовки заданий самостоятельной работы студентом к очередному семинару или практическому занятию. Известно, что сегодня подготовка реферативного сообщения или самого реферата не представляет проблему для студента, владеющего информационно-коммуникационными технологиями и имеющего доступ в сеть Интернет. Однако главная функция обучения при этом не выполняется, потому что классическое репродуктивное прочтение реферата или пересказ (сжатый или полный) не подразумевают под собой ориентацию обучения на решение проблемных задач и эвристическое наполнение ответа студента в системе семинар-практика.
В данной работе мы исходим из принципа «научи размышлять». Это предполагает нацеливание моей деятельности на создание задач, позволяющих студенту проявить не только навыки уверенного пользователя ПК, но и способности в сборе, обработке и компилировании информации. Например, по общегуманитарной дисциплине «История» создаются уникальные формулировки тем и заданий для плодотворного проведения семинаров и практических занятий, а это требует значительной траты времени для поиска информации в сети Интернет.
В настоящее время не возникает сомнений в необходимости использованияИКТвучебномпроцессе. Например, проблема неучастия студента в обсуждении на семинаре по объективным причинам (болезнь студента, временный необходимый отъезд по семейным обстоятельствам и т.д.) успешно решается в ГБОУ СПО «Ейский медицинский колледж» с посредством программы «Skype». Стандартным является наличие возможности у студента передать по электронной почте реферат или подготовленный в электронном формате (Microsoft World) доклад по конкретной теме. Все перечисленные выше инструменты позволяют не отставать студенту от общей аудиторной работы на дисциплинах 1 и 2 курсов общеобразовательного, общего гуманитарного и социальноэкономического циклов.
Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:
- Повышение уровня использования наглядности на занятии.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой.
- Появляется возможность организации проектной деятельности студентов
по созданию учебных программ под руководствомпреподавателейинформатики и истории.
- Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний студентов.
- Изменяется отношение к компьютеру, студенты начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:
1.Помощь студентам в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации.
2.Представление студенту максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала.
3.Содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
4.Моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.
Практическая значимость:
- Инновационный подход в изучении истории создает условия для формирования теоретического мышления студентов.
- Повышает мотивацию изучения предмета истории.
- Позволяет изучать историю на первом курсе как проблемный, а не как репродуктивный курс.
- Повышает качество освоения истории.
При активном использовании преподавателем информационных технологий в процессе обучения стоит обратить внимание, что эффективным в этом случаеявляетсятолькодеятельностныйподход. При подготовке к занятию с использованием ИКТ преподавателю рекомендуется оценить значимость и эффективность использования данной технологии (демонстрация, видеоряд, программаит. д.) в сравнении с традиционным подходом без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит студента делать выводы, то процесс обучения станет интересным: это эффективный подход, который следует использовать. Многие преподаватели, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для студента общения с преподавателем, который всегда должен помнить о том, что центром внимания на занятии является не сама презентация, а формы иметоды обучения предмету сиспользованием той самой презентации.
Библиографическая ссылка
Гусейнов В.А. ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СИСТЕМУ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО, ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 101-103;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4723 (дата обращения: 22.11.2024).