Структура и содержание курса биохимии в медицинских вузах являются одним из актуальных аспектов в подготовке врачей, поскольку биохимические методы исследования служат значительным источником диагностической информации для современного врача. По результатам анализа данных, наблюдается разрыв между теоретическими знаниями студентов-медиков и возможностью использовать эти знания в практической деятельности врача, чтоприводиткнеобходимости совершенствования учебного процесса. Решением данной проблемы могут стать: использование клинических ситуационных задач, введение курса клинической биохимии, внедрение современных компьютерных технологий в учебный процесс [1].
Поскольку клиническая биохимия как учебная дисциплина существует не во всех медицинских вузах, вышеуказанное противоречие, на наш взгляд, может быть преодолено за счет использования возможностей вариативных курсов. Разработка вариативного компонента учебного плана предполагает определение его содержания и структуры. Учитывая общедидактические принципы, а также принципы отбора содержания и структуризации курса общей химиимедицинскоговуза [2], присоздании вариативного компонента мы опираемся на следующие принципы:
-единства содержательного и процессуального компонентов обучения;
-междисциплинарной интеграции;
-непрерывности и преемственности предыдущего и последующего этапов обучения;
-согласованностисодержаниявариативного и базового курсов учебной дисциплины;
-профильной направленности.
В соответствии с перечисленными принципами и требованиями ФГОС ВПО поспециальности«060103 Педиатрия», на кафедре биоорганической и биологической химии Смоленской государственной медицинской академии был разработан и внедрен вариативный курс «Введение в клиническую ферментологию». Задачами данного курса в рамках овладения общекультурными и профессиональными компетенциями будущего врача являются:
-приобретение студентами базовых знаний в области клинической ферментологии, в частности, ознакомление с важнейшими методами количественного определения ферментов;
-формированиеустудентовумений распознавать врожденные нарушения обмена веществ в раннем детском возрасте; выделять ведущие звенья нарушенных метаболических процессов; выбирать оптимальные методы энзимодиагностики заболеваний и составлять алгоритмы дифференциальной диагностики; применять знания медицинской энзимологии при проведении лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий у детей с различными нозологическими формами болезней;
-формированиеустудентовнавыков самостоятельной работы с научной литературой и данными официальных статистических обзоров;
-развитие когнитивных, коммуникативных способностей студентов.
Объем курса составляет 60 академических часов, из них 48 часов приходится на аудиторные занятия (лекции, лабораторные работы, практические занятия), 12 часов – на самостоятельную работу студентов. По каждой теме курса разработаны методические рекомендации для студентов и преподавателей, задания для входящего, текущего, промежуточного контроля знаний и умений.
В связи с увеличением роли самостоятельной подготовки студентов в освоении учебных дисциплин особое внимание при разработке методических рекомендаций уделено внеаудиторной работе. Мы используем различные виды самостоятельной работы студентов:
-изучение учебной, научной литературы, статистических данных;
-фиксирование полученных знаний в форме обобщающих схем, таблиц;
-решение ситуационных задач;
-самопроверкауровняусвоенияматериала с помощью тестов;
-подготовка рефератов и презентаций по наиболее актуальным вопросам курса.
В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и результатов освоения курса нами выбраны тестирование и решение ситуационных задач. Тестирование позволяет не только экономно использоватьучебное время, но и оценить умение студентов ориентироваться в материале курса, а также способность анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию. Решение ситуационных задач дает возможность оценить уровень сформированности профессиональных компетенций будущего врача.
Данный курс студенты изучают в течение второго года обучения, обобщая при этом знания, умения и навыки, получаемые в процессе освоения математических, естественнонаучных дисциплин: медицинская биология и генетика, медицинская и биологическая физика, общая химия, биологическая химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология. При этом необходимые базовые знания студентов находятся в стадии формирования.
Указанный подход имеет важные преимущества, поскольку при таком построении содержания курса реализуется принцип проблемного обучения, а именно: познавательная задача ставится еще до того, как обучающийся овладел необходимыми для ее решения знаниями и умениями. Практическая значимость клинической задачи неизбежно вызывает познавательный интерес, формирует устойчивую мотивацию к обучению.
Анкетирование студентов подтверждает верность выбранного подхода кпостроениювариативногокурса, таккак в ответах респонденты подчеркивают необходимость связи содержания теоретических и клинических дисциплин (67%), решения ситуационных задач (72%), а также использования возможностей компьютерных технологий для изучения сложных биохимических понятий (99%).
Таким образом, разрабатывая содержание и структуру практико-ориентированных вариативных курсов, мы решаем серьезную и важную задачу в подготовке будущего врача.
Библиографическая ссылка
Деревцова С.Н., Федоткина З.А. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКУЮ ФЕРМЕНТОЛОГИЮ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 103-105;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4724 (дата обращения: 22.11.2024).