Главной задачей вузовского медицинского образования является формирование у будущих врачей целостного профессионального мышления теоретического типа как основы их творческой профессиональной деятельности.
Традиционная система обучения не способствует формированию такого мышления. В связи с этим страдает, прежде всего, качество решения медиками профессиональных задач. Они нередко теряются в самых элементарных ситуациях, допускают ошибки при решении диагностических и лечебно-тактических задач.
Таким образом, нам необходимо прибегать к следующим направлениям профессионального обучения студентов.
Первое направление направлено на экстенсификацию обучения. Но объем информации достаточно быстро увеличивается, и она не может быть полностью включены в ограниченные рамки учебной программы. В связи с этим на кафедре госпитальной терапии активно работают студенческое научное общество, элективные курсы; имеется возможность дежурств в терапевтических отделениях стационара с врачами, посещение научно-практических конференций.
Второе направление связано с внедрением программированного обучения. Здесь имеется возможность выделить минимум наиболее важной информации, на основе которой в дальнейшем можно полноценно заниматься врачебной профессиональной деятельностью. Но в данном случае формируется лишь «алгоритмизированноемышление», котороене поможет врачу-клиницисту в нестандартных ситуациях.
Третье направление включает в себя активизацию поисковой деятельности благодаря формированию исходной познавательной мотивации через создание проблемных ситуаций; открытие нового знания вследствие самостоятельного поиска в процессе решения проблемных задач; деятельность по решению задач с помощью системы подсказок и вопросов, позволяющих максимально использовать имеющиеся у студентов знания. Но самостоятельно студентам трудно найти методы разрешения «проблемных ситуаций», поэтому необходимо сроить учебный процесс в соответствии с принципом «от абстрактного к конкретному», формируя, таким образом, теоретическое или разумное мышление. При этом преподавателю важно помнить, что мышление будущего врача возникает обычно из проблемной ситуации и должно быть направлено на ее разрешение. Одним из аспектов совершенствования логической аргументации устудентов-выпускниковявляетсявнимание к своей речи, с которой тесно связан процесс мышления. В связи с этим надо помнить, что формирование стремления оттачивать свою речь, делать ее более четкой, ясной, убедительной и одновременно краткой является одним из основных условий самовоспитания интеллекта у студентов V и VI курсов.
Следует помнить, что ясность мысли и выражения обыкновенно сопутствуют друг другу. Преподаватели кафедры госпитальной терапиистараютсянаучить студентов старших курсов распределять свое внимание, оценивать сказанное, вносить коррективы и одновременно думать, что сказать дальше, избегая лишних слова. В этом плане надо помнить, что напряженная работа мысли будущего врача, рационально и правильно организованная в процессе повседневной трудовой деятельности – важный путь умственного самовоспитания. С этих позиций, хочется особо подчеркнуть огромное значение в формировании личности врача способности к самообразованию. Самообразование заключается не только в повышении своего образовательного уровня, самостоятельного овладения знаниями, но и представляет средство саморазвития творческого начала в личности. Поэтому очень важно выработать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, чему способствуют такие формы самостоятельной работы, как подготовка интернет-обзоров по актуальным вопросам внутренней патологии, создание мультимедийных презентаций и видеофильмов, самостоятельные вечерние и ночные дежурства, выполнение научно-исследовательских работ, что широко практикуется на нашей кафедре. Организация и проведение элективных курсов, проведение научно-практических и клинических конференций, работа студенческого кружка на кафедре также способствуют разностороннему развитию творческой личности.
Следовательно, становление врача профессионала связано с таким построением учебного материала для выпускников на кафедре госпитальной терапии, который предполагает не усвоение готовых знаний, а рассмотрение оснований и условий их происхождения.
По-прежнему среди некоторых студентов старших курсов еще бытует мнение о том, что хорошим специалистом можно стать, изучив только специальные медицинские предметы, и что знание общественных дисциплин, например, философии, при этом совершенно не обязательно. Но на практических занятиях при клиническом разборе больных, ситуационных задач демонстрируется взаимосвязь философии и медицины. Грамотно используя чувственное познание, разумное познание, выстраивается логическая цепочка клинического профессионального мышления, позволяющая правильно поставить предварительный диагноз, наметить тактику ведения пациентов.
Очевидно, что для мышления необходимы логические критерии, а эти критерии либо заимствуются из обыденного общего сознания других (окружающих) людей, либо приобретаются в процессе изучения философии. Следовательно, врач должен быть вооружен не только высокими профессиональными знаниями и умениями, но и знаниями общественных наук. Лишь при таком условии может быть обеспечен максимальный общественно-полезный эффект врачебной деятельности.
Обязательным условием обучения и воспитания врача-профессионала является использование закона причинно-следственных связей. Известно, что уровень зрелости медицины во многом связан с глубиной познания причин заболеваемости человека. Известнейший ученый-медик И.П. Павлов подчеркивал, что «…знание причины, конечно, серьезнейшее дело медицины. Во-первых, только зная причину, можно метко устремиться против нее, а, во-вторых, и это еще важнее, можно не допустить ее действия до вторжения в организм. Только познав все причины болезней, настоящая медицина превратится в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле». Нередко причина выступает в качестве «высвобождающего» фактора, вызывая развертывание сложных, цепных, эволюционно «преформированных» реакцийворганизме. Поэтому между причиной и следствием нередко имеется промежуточное звено – охранительное торможение (по И.П. Павлову) или синдром стресса (поГ. Селье). Теория причинно-следственных отношений в медицине крайне интересна, богата и сложна. Но именно используя ее, будущий врач-профессионал развивает логическое,клиническое,профессиональноеврачебноемышление, переносябагаж знанийот «абстрактногокконкретному». Кроме того, в развитии профессионального мышленияврача – клинициста играет важную, методологически ориентирующую роль принцип индивидуальности, индивидуального подхода к больному и его видения. Поэтому, в воспитании современноговрача-профессионаладолжно действовать правило «лечить данную болезнь у данного конкретного больного».
Библиографическая ссылка
Заболотских Т.Б., Скибицкий В.В., Сиротенко Д.В., Лапшина П.И. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВРАЧЕБНОГО МЫШЛЕНИЯ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 112-114;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4728 (дата обращения: 22.11.2024).