В начале ХХI века назрела проблема необходимости модернизации системы высшего медицинского образования, которое должно соответствовать международным критериям качества. Существующая современная система образования требует компетентностного подхода, постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций и быстрой адаптации. Инновационные технологии формируют готовность личности к быстро наступающим переменам в обществе, развивают способности к творчеству, формируют мышление и способности к сотрудничеству с другими людьми. Их внедрение в профессиональную подготовку будущего специалистаявляетсянеотъемлемымэлементом формирования основ профессионализма. В системе здравоохранения использование таких технологий является одним из приоритетных направлений.
Задачи и методы обучения меняютсяпринципиальным образом, максимально приближаясь к индивидуализации общей и профессиональной подготовки студентов. Наряду с этим информационно-коммуникационная среда, в которую помещён каждый современный студент, создаёт все условия для активного использования компьютерных средств и технологийвучебномпроцессе, повышая при этом значимость и эффективность самостоятельной работы. Современные компьютерные технологии позволяют создать принципиально новые методики обучения с использованием виртуальной реальности и по-новому строить процесс обучения.
С целью улучшения усвоения дисциплины, повышения мотивации и заинтересованности студентов к образовательному процессу, в настоящее время на кафедре госпитальной терапии создана виртуальнаяколлекцияучебныхматериалов вколичестве более 200 мультимедийных презентаций. Преподаватели используют их для объяснения сложного теоретического материала засчёт визуализации наглядных и ярких демонстрационных материалов в виде схем, текстовых пояснений, фотографий пациентов по изучаемым нозологиям. Слайды содержат комментарии к изображениям, главные теоретические положения расшифровывают сложныепонятия. Совокупностьслайдов, их доступность и наглядность, наряду с сохранением принципа научности, позволяют удерживать интерес студентов к изучаемому материалу и мотивировать к обучению.
Электронные учебно-методические средства дают возможность студенту наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении теоретических и практических проблем.
Эффективность такого индивидуального освоения учебного материала средствами электронных систем во многом зависит от умения студента самостоятельно перерабатывать и обобщать представленную ему информацию, а также методически грамотно воспринимать содержание электронного ресурса и его технологических процедур. Поэтому преподавателю очень важно подготовить такой обучающий программный продукт, который был бы оптимален как с точки зрения методики преподавания дисциплины, так и с точки зрения визуального восприятия материала с учётом его практического применения.
Использование мультимедийной техники позволяет значительно увеличить информативность и мобильность демонстраций. Данная информационнообразовательная технология позволяет повысить эффективность занятий на 3040%. Практические занятия-презентации изменяют учебный процесс, значительно активизируют обучение, позволяют структурироватьзанятияиакцентировать внимание на проблемах нового материала, проводить дифференциальный диагноз между различными заболеваниями, а также использовать межпредметные связи. Этоявляется, нанашвзгляд, одним из эффективных методов привлечения внимания и стимуляции эмоционального процесса, ориентирует студентов на освоение чётких узловых моментов в диагностикеилечениизаболеванийвнутренних органов.
В мультимедийной библиотеке кафедры имеется достаточное количество презентаций по темам: «Неотложные состояния в кардиологии», «Актуальные проблемы диабетологии», «Острый животвпрактикетерапевта», «Острыйкоронарныйсиндром», «Синкопальныесостояния в практике терапевта», «Изменения глазного дна при заболеваниях внутренних органов» и другие.
Таким образом, подкрепление полученных практических навыков студента современными мультимедийными презентациями формирует у студентов правильный алгоритм принятия решения в различных клинических ситуациях и учит их овладевать современными врачебными приёмами, а также работе с высокотехнологичной аппаратурой. Избранный нами инновационный подход задаёт новые ориентиры, позволяет интенсифицировать процесс обучения, развить творческие способности студентов, а также учит их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом.
Библиографическая ссылка
Запевина В.В., Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г., Пащенко Л.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 114-116;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4729 (дата обращения: 22.11.2024).