Младшие школьники, как особая социальная и возрастная группа, оказались наиболее восприимчивыми к деструктивным внешним воздействиям: СМИ, компьютерные игры, поведение старших по возрасту подростков, взрослых и др. Актуальность исследования проблемы системной организации психолого-педагогического сопровождения агрессивного поведения младших школьников обусловлена не только ростом различных форм и видов агрессивного поведения в школе, но и отсутствием системы подготовки специалистов по проблемам профилактики и коррекции агрессивного поведения. Вопросы психолого-педагогического сопровождения агрессивности младшего школьника, с учетом влияния социальной ситуации развития как в теоретическом, так и в практическом плане, остаются малоизученными, что затрудняет разработку эффективных мер воздействий превентивного характера.
В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П.П. Блонский, Г.Э. Бреслав, Л.С. Выготский, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Р.В. Овчарова, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др.
Несмотря на пристальный интерес к данной проблеме, объяснения проявления агрессивных действий как в обыденном сознании, так и в профессиональных кругах, во многих теоретических концепциях имеют весьма противоречивые толкования, что затрудняет не только понимание, но и возможность нивелирования агрессивности. Не располагая информацией о способах поведения с детьми в ситуации проявления ими агрессивности, учителя склонны отвечать агрессией на агрессию, порождая тем самым ответную агрессию детей, в результате чего возникает замкнутый круг.
На современном этапе можно констатировать наличие противоречий между возросшим уровнем агрессивного поведения и отсутствием системного подхода к профилактике и коррекции; между теоретической проработанностью проблемы агрессии и агрессивного поведения и недостаточностью методического обеспечения педагогов, психологов образовательных учреждений по предотвращению и снижению уровня агрессивности младших школьников; между теоретической и практической подготовкой специалистов (педагогов, психологов), осуществляемой без учета реального уровня агрессии и насилия в общеобразовательном пространстве, и отсутствием обоснованной теоретико-методической системы сопровождения агрессивности младших школьников.
Все вышесказанное определило цель нашего исследования, которая заключается в выявлении и обосновании условий психолого-педагогического сопровождения, позволяющих обеспечить динамику снижения агрессивности младших школьников и осуществить подготовку педагогов-психологов к работе с агрессивными детьми в начальной школе.
В своем исследовании мы исходили из того, что системное психологическое сопровождение агрессивных младших школьников должно быть организовано в единстве трех взаимосвязанных компонентов: теоретического, эмпирического 1 (школа), и эмпирического 2 (вуз).
Научная новизна исследования заключается в том, что обосновано понятие «агрессивность», дана характеристика четырех уровней проявления агрессивности в младшем школьном возрасте: выявлены особенности приложения системного подхода к проблеме психологического сопровождения агрессивных младших школьников в единстве трех взаимосвязанных компонентов, разработана модель системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников.
Полученные в ходе исследования результаты, безусловно, имеют практическую актуальность. Предложенная нами модель системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников используется практическими психологами для организации сопровождения агрессивных детей в начальной школе; система учебно-методического курса по выбору «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками», позволяет осуществлять эффективную подготовку специалистов к работе с агрессивными детьми.
Структура монографии «Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации» включает в себя три главы.
Первая глава посвящена теоретическому компоненту системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников - понятие агрессия, агрессивность, специфика, причины агрессивности в младшем школьном возрасте, особенности организации психологического сопровождения в современной психологической практике.
Во второй главе дается подробное описание модели системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников и методической основы курса по выбору «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками».
В третьей главе представлены результаты осуществления системного психологического сопровождения агрессивных младших школьников: проводится оценка эффективности психологического сопровождения агрессивных детей в начальной школе, анализируются результаты экспериментальной работы по подготовке педагогов-психологов к осуществлению системного психологического сопровождения агрессивных детей.
Представленная монография может быть использована при изучении дисциплин общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, психология личности, конфликтология, дисциплины «Особенности работы психолога с детьми группы риска». Монография адресована преподавателям средней и высшей школы, практическим психологам, аспирантам и студентам, магистрам, обучающимся на разных специальностях, профилях подготовки педагогических вузов.
Библиографическая ссылка
Шалагинова К.С. СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АГРЕССИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 103-104;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=473 (дата обращения: 03.12.2024).