Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Карпушина Г.И. Дегтярева О.А. Симакова О.Е.

Информационные компьютерные технологии создают дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливают значимость их самостоятельной работы, упрощают контроль и самоконтроль достигнутых результатов. Студентов следует учить мыслить для создания у них творческого склада мышления, что позволит им в будущем создавать новые знания и технологии для прогрессивного развития человеческой цивилизации. Целесообразность использования информационных технологий в образовательном процессе определяется и тем, что с ихпомощьюнаиболееэффективнореализуются такие дидактические принципы, какнаучность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, а также индивидуальный подход к обучению. Информационные компьютерные технологии реализуют компьютерную визуализацию учебной информации об объектах, процессах и явлениях, как реально протекающих, так и виртуальных, протекающихвмикромире. Рассмотрение трехмерных моделей молекул и атомов для иллюстрации химических явлений обеспечивает понимание представления химических знаний на микро-и макроуровнях. Использование компьютера на занятиях позволяет преподавателю общаться со студентами на современном технологическом уровне, сделать занятия болеепривлекательными, эмоциональнымииэффективными, пробудитьинтереск учению.

Характерной особенностью использования информационных компьютерных технологий является предоставление студентам разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы, что позволяет развивать их самостоятельность, умение пользоваться полученными знаниями, расширятьих, рационально использовать учебное время.

Широкое распространение компьютерной техники и доступность сети INTERNET позволяет использовать информационные компьютерные технологии на всех этапах организации учебной работы студентов. Наиболее часто используются мультимедийные технологии, виртуальные лаборатории,программыдля моделирования процессов, построения структур молекул. Для успешного освоения теоретического материала студентам могут быть предложены мультимедийные презентации, содержащие опорные конспекты, иллюстрации и схемы, учебные фильмы.

Использование компьютерных технологий на этапе подготовки к лабораторным работам дает возможность студентам рационально использовать время на практическом занятии. Виртуальные опыты применяются для ознакомления студентов перед работой в лаборатории с техникой выполнения экспериментов. Материалы для самостоятельной работы могут содержать нетолько описаниехода работы, но и модели оборудования, динамические схемы проведения эксперимента, мультимедийные практикумы и программы, позволяющие студентам заранее отработать приемы правильного выполнения разнообразных лабораторных действий и работы лабораторного оборудования. Виртуальные химические эксперименты безопасны, кроме того, в условиях виртуальной лаборатории происходит обучение выполнению требованиям техники безопасности. Компьютерные технологии делают возможным проведение экспериментов, недоступных в химической лаборатории из-за отсутствия необходимых реактивов и вредности веществ. На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль за действиями студентов, и даются соответствующие рекомендации, происходит развитие наблюдательности, умения выполнять главное, определять цели и задачи работы, планировать ход эксперимента, делать выводы.

Особенно важно сочетание информационных компьютерных технологий и традиционных форм при организации учебной работы студентов по химии. В профессионально-педагогической деятельности преподавателя химии значительная роль отводится умениям проектировать учебно-воспитательный процесс в новой образовательной среде с применением дистанционных технологий. Актуально проектирование нового образовательного процесса на основе компетентностного подхода в сочетании с традиционной учебно-воспитательной работой с целью формирования и развития личности студентов. Обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего собственного алгоритмадействий, аненавязыватьему готовый, созданный программистом, педагогом. Благодаря построению собственного алгоритма действий студент начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, что особенно важно для их осмысления.

Основным условием повышения качества химического образования в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды является формирование информационной культуры преподавателя и студента. Творческая деятельность преподавателя проявляется в процессе создания электронных продуктов, например демонстрационных презентаций, тестовых заданий. Использование мультимедийной презентации на занятиях является эффективным при создании грамотных, красочно оформленных, содержательных слайдов, отражающих схемы строения атомов, молекул, сведения об истории открытия элементов, физических свойствах простых и сложных веществ, механизмы и условия протекания химических реакций, действия катализаторов, схемы важнейших химических производственных процессов, графики, диаграммы, таблицы. Большиевозможности дляличностногоразвитияпредоставляет использование интернета в учебно-воспитательном процессе. Саморазвитию педагогов способствует самостоятельное освоение работы в Интернет, использование информации, размещенной в нем на занятиях. Студенты с высоким уровнем познавательной активности, используя Интернет, также получают расширенный доступ к интересующей их информации. Они самостоятельно могут разыскивать сообщения по изучаемым темам, опроведенииконкурсов, олимпиад, конференций, тестирования и т. д.

Наиболее активно информационные компьютерные технологии применяются на этапе контроля полученных знаний и умений студентов. Наборы тестов, задач, вопросов используются для промежуточного и итогового контроля знаний по всем разделам курса химии. Предложенные студентам на этом этапе материалы могут быть не только контролирующими, но и обучающими (примеры решения задач, тесты с ответами, возможность поиска ответа по материалам лекций и дополнительной литературе). При этом студент может сам выбирать последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в организации аудиторной и самостоятельной работы по химии позволяет реализовать идеи развивающего обучения.


Библиографическая ссылка

Карпушина Г.И., Дегтярева О.А., Симакова О.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 123-125;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4734 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674