В соответствии с новым учебным планом обучения в медицинских вузах главной целью преподавания гигиены является формирование у студентов гигиенического мышления в диалектическом понимании единства организма человека и среды обитания. Это будет способствовать компетентности будущих врачей для правильной оценкивлияния факторов природнойисоциальнойсредыназдоровьекаждого человека и населения в целом. Великий И.П.Павлов писал: «Только познав все причины болезней, современная медицина превратитсявмедицинубудущего, т.е. вгигиену в широком понимании слова».
Знание основ гигиены и экологии человека помогает врачам-клиницистам лучше ориентироваться в вопросах гигиенической диагностики, позволяющей установить изменения в состоянии человека над онозологическом (предпатологическом) уровне, а также адекватно лечить и давать пациентам рекомендации, касающиеся его режимных моментов, питания, физической активности, здорового образа жизни. Кроме того, опираясь на базовые знания гигиены и экологии человека, врач-лечебник сможет компетентно участвовать в распространении гигиенических и экологических знаний среди населения для повышения санитарной культуры и укрепления здоровья людей.
На необходимость формирования такой врачебной компетентности указывал еще Ф.Ф. Эрисман – основатель одной из первых кафедр гигиены, сформулировавший основополагающие принципы общественной гигиены исанитарной службы в России: «Не каждый врач, конечно, может быть специалистом по гигиене, но каждый, кроме известного положительного запаса знаний по этому предмету, может и должен усвоить себе гигиенический способ мышления».
Формирование гигиенического способа мышления у студентов медикопрофилактического факультета является важной задачей. Сложнее этот вопрос решается со студентами непрофильных факультетов. Но, по мнению ведущих отечественных гигиенистов, актуальность высказывания Ф.Ф. Эрисмана в последние годы возросла.
В связи с высокотехнологичными исследованиями в клинической практике врачи стремятся провести обследование больного быстро и экономически эффективно. А это, к сожалению, нередко приводит к недостаточно полному сбору анамнеза и ошибкам в постановке этиологического обоснованного диагноза, а, следовательно, и к неадекватному и неправильному лечению, а также и реабилитации. Эти последствия важно осознать будущим врачам.
Учитывая изложенное выше, на кафедре гигиены с экологией студенты получают основы знаний в области гигиенической науки и практики санитарного дела, необходимые для врача любой специальности, и уже на этом фоне более подробно изучают вопросы, имеющие особое значение для конкретной специальности.
Эти вопросы встречаются в разных разделах дисциплины. Так, большое значение придается изучению состава питьевой воды, физических и химических свойств воздуха атмосферы и помещений и влиянию их на санитарные условия жизни и здоровье населения.
При изучении гигиены труда делается акцент на результаты влияния вредных производственных факторов на здоровье работающих, а главное – на оздоровительные мероприятия на разных предприятиях, в том числе и сельскохозяйственных.
При изучении гигиены питания в центре внимания стоят вопросы о роли рационального питания, значении отдельных пищевых компонентов в предупреждении заболеваний, в том числе онкологических, сердечнососудистых и др., а также вопросы безопасности пищевых продуктов.
К числу обязательных специфических вопросов, знание которых необходимо будущим врачам, следует отнести изучение особенностей характера и условий труда врачей различных специальностей, профессиональных вредностей, сопутствующих их ежедневной производственной деятельности, а также обучение студентов навыкам санитарного обследования больниц, разных отделений лечебно-профилактических учреждений и условий пребывания в них больных.
Важно, что все разделы гигиены, включая личную гигиену в процессе преподавания дисциплины на разных непрофильных факультетах, изучаются в тесной связи с пропагандой здорового образа жизни.
Студенты обеспечены учебниками погигиене. Что касается методических руководств к практическим занятиям, тодиапазон их мал и недостаточен. В помощь студентам всех факультетов кафедрой разработаны методические пособия ко всем практическим занятиямпогигиене.
Итоговые занятия, которые призваны отслеживать уровень освоения студентами программного материала, проводятся в компьютерном варианте с включениемвтестовыезаданияситуационных задач.
Для дальнейшего совершенствования учебного процесса кафедра включает в лекционный курс сведенияо последних достижениях гигиенической науки отечественных и зарубежных ученых, а на практических занятиях широко использует банк ситуационных задач.
Библиографическая ссылка
Колычева С.С., Кунделеков А.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 130-131;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4737 (дата обращения: 22.11.2024).