Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что для достижения успехов в образовании взрослых слушателей (студентов, курсантов) должны использоваться определенные методы и подходы к обучению, основанные на теории андрогогики. Данная теория доказывает необходимость, прежде всего, положительной мотивации к обучению, что важно в целях повышения эффективности учебного процесса. Взрослые подходят к учебе как процессу решения проблем и учатся лучше, если тема имеет для них сиюминутнуюценность. Ихобучающиепотребности сосредоточены нареальной жизни, они используют свой личный опыт как главный ресурс в обучении. Поэтому при обучении в медицинском Вузе наиболее эффективными являются такие педагогические технологии, как разбор клинических случаев заболевания, ролевое обучение, моделирование, клинические (ситуационные) задачи и самооценка.
Ситуационные задачи традиционно используются при обучении интернов, ординаторов на клинических кафедрах. На кафедре нормальной анатомии ситуационные задачи и ранее обсуждались на практических занятиях, итоговых зачетах и экзаменах. Это позволяло воспитывать в студентах первых курсов на анатомической кафедре понимание прикладного значения изучаемой темы и обсуждаемой конкретной клинической ситуации. Однако мы признаем, что в процессе дальнейшего обучения теоретические знания, не подкрепленные практическими навыками, легко забываются. Кроме того, клинические задачи составляются, как правило, таким образом, что имеют готовый ответ, ограничивающий творческую деятельность обучаемого, а главное -теоретические знания не находят своей реализации на практике. Данный факт подтверждают результаты итогового экзамена по производственной практике по специальности «Помощник врача скорой и неотложной медицинской помощи», проведенного на базе «Центра практических навыков» в 2009 учебном году. Оценка уровня знаний у 278 российских студентов 5 курса лечебного факультета и степень освоения практических навыков комплексно определены у 96% студентов. Анализ теоретических знаний показал их достаточно высокий уровень: 61,5% отличных ответов, 27,6% -оценены «хорошо», а 30 студентов (10,1%) сдали теоретическую часть билета на удовлетворительную оценку. Результаты устного собеседования продемонстрировали в целом удовлетворительный уровень знаний техники выполнения манипуляций – 85,3% правильных ответов, а уровень овладения манипуляциями оказался достоверно низким -в среднем 38%±6,6% (р< 0,05) по сравнению с теоретическими ответами. В частности, при проверке правильности проведения СЛР лишь 8% студентов показали результаты, которые можно считать удовлетворительными. Провести катетеризацию мочевого пузыря умели 78,% экзаменуемых, небулизацию - 67,2%, правильно наложить шину при переломах конечностей-55,0%, снять ЭКГ-54%, промыть желудок- 43%, расшифровать электрокардиограмму смогли только 34%. Наиболее низкие показатели знаний и умений были из раздела «Временная остановка кровообращения при повреждении магистральных сосудов», а при дополнительных вопросах о возможном повреждении тех или иных анатомических структур при клинически регистрируемых изменениях функции суставов или конечностей удовлетворительные ответы были получены только в 18% случаев.
В этой связи были созданы и редактированы ситуационные задачи по разделу «Опорно-двигательный аппарат». В настоящее время мы предлагаем интернам и ординаторам клинико-анатомические задачи не только обсуждать теоретически, но и отрабатывать практическую составляющую на муляжах, имеющихся на кафедре нормальной анатомии(в дальнейшем и в Центре практических навыков).
Пример 1. В результате драки на улице у пострадавшего возникло артериальное кровотечение в шейной области из ветвей сонной артерии. Вопрос: Как можно при оказании неотложной помощи временно остановить кровотечение из сонной артерии? Ответ: для остановки кровотечения из ветвей сонной артерии необходимо прижать ее к переднему бугорку поперечного отростка VI шейного позвонка на пораженной стороне.
Пример 2. В травмпункт доставлен пострадавший, которому на правое бедро упала доска, задев переднемедиальную поверхность. При осмотре врач обнаружил, что пациент с трудом сгибает и поворачивает бедро кнаружи. Повреждение какой мышцы привело к нарушению функции тазобедренного сустава? Ответ: портняжная мышца. Покажите места прикрепления пострадавшей мышцы.
Пример 3. Для катетеризации бедренной артерии хирург должен точно знать стенки приводящего канала и определить его на муляже. Ответ: с латеральной стороны -медиальная широкая мышца бедра, с медиальной стороны -большая приводящая мышца бедра, между ними сухожильная пластинка.
Мы считаем, что клинико-анатомические ситуационные задачи имеют преимущества как для педагога, так и для обучающегося. Для преподавателя ценным является возможность незамедлительного использования на практике знаний, опыта, навыков студентов, а также создания атмосферы активного их участия в учебном процессе, наблюдения за работой участников, дачи комментариев и соответствующей оценки. Преимуществами данной педагогической методики для обучающихся является: отработка практического навыка, обучение разным техникам и стилям применения данного навыка, получение отзывов преподавателя и других участников учебного процесса о правильности его выполнения. По нашему мнению, такая форма обучения, апробированная на кафедре нормальной анатомии, перспективна и должна использоваться с целью повышения качества постдипломного образования молодых врачей, обучающихся по специальностям травматология, хирургия, скорая и неотложная помощь, хирургическая стоматология.
Библиографическая ссылка
Корольчук И.С., Вологина Н.И. КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОСТГРАДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 134-136;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4739 (дата обращения: 22.11.2024).