Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кошкалда С.А.
1 Научно-методический журнал Методист, 2012. -№9 -С. 19.
2 Подвласый И.П. «Педагогика», учебник для студентов пед. вузов. Гуманитарное издательство центр «ВЛАДОС» 1999 г.
3 Пшеничная Л.Ф. «Педагогика в сестринском деле», Издательство «Феникс», 2002 г.
4 Среднее профессиональное образование, 2012. -№11. - С. 7.
5. Специалист, 2012. -№10 -С. 21 - 27.

Мировая цивилизация вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация и глобализация экономики. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии и национальном богатстве становится все более очевидной. В то же время, как отмечается в девятом Национальном докладе о развитии человеческого потенциала Российской Федерации, Программе развития ООН, “последние десять с лишним лет в России происходит обесценивание человеческого капитала – опыта и знаний ученых, инженеров, специалистов”.

Закончив среднее медицинское учебное заведение, молодой специалист приступает к работе в новом для него коллективе. Начинает практическую деятельность совместно с опытными работниками, которые становятся его наставниками. Выполняет свои функциональные обязанности, в числе которых как навыки выполнения каких-либо манипуляций, так и общение с пациентами, ихродственниками, коллегами по работе. Во многих исследованиях международных рынков труда отмечается, что российские специалисты массовых профессий по существу неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и о формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной борьбе на мировом рынке труда. Очевидно, чтосистемаотечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учеными.

Низкий потенциал адаптации (способности системы меняться в соответствии с запросами государства и общества) отечественного образования отмечают многие российские исследователи. Как отмечает ряд исследователей, наблюдается существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников российской профессиональной школы.

На данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник колледжа, вуза, а в форме его практической готовности (или способности) к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессионально йжизни.

Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, врамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования, – о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих, как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.

В настоящее время актуальной является проблема формирования и развития у будущего специалиста ключевых компетентностей (профессиональной, коммуникативной, правовой, социальной, конфликтологической и др.), обеспечивающих его самореализацию в различных сферах жизнедеятельности, в первую очередь, профессиональной. В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системыРоссийскойФедерации» в 2005г. В сфере профессионального образования в рамках Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства присоединения к базовым принципам организации единого европейского образовательного пространства, в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Компетентностно-ориентированное образование – сложная, многоаспектная проблема, котораянасегодняшнийденьостается недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя можно говорить о складывающейся концепции.

Поэтому для фиксации образовательного результата возникла более подходящая характеристика – компетентность. В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов “компетенция” и “компетентность”. Понятия “компетентность” и “компетенция” трактуются по-разному. Словарь иностранных слов раскрывает понятие “компетентный” как обладающий компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (лат.) – соответствующий, способный. Competere– требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

Под компетентностью мы понимаем интегральную характеристику личности, определяющую ее активное жизненное действие и способность решать проблемы и типичные задачи (жизненные, учебные, профессиональные), осуществляемые на основе знаний, опыта, наклонностей, ценностного самоопределения. Компетентность, как и компетенция, выступает интегральной характеристикой личности, являясь приобретаемыми качествами. Часто данные понятия понимают как синонимы. Общим для этих понятий выступает деятельность. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Без знаний нет компетенций, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. «Мыотказываемся не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», т.е. сведений)», – отмечает Д.Б. Эльконин.

Понятие компетентности значительно шире понятия знания, умения или навыка, оно включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (умения) составляющие, но и мотивационную, этическую (ценностные ориентации), социальную и поведенческую сторону развития личности.

Образовательные результаты и приоритеты в этой ситуации смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций – способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире. Происходит перенос центра внимания на самого человека, его роль в изменении внешних условий развития.

Личность – это совокупность таких психологических качеств индивида как:

  • отношение к чему-либо;

     

  • нормы поведения, взглядов;

     

  • ценности.

     

Главной идеей развития компетентности личности является приобретение не только знаний и умений в условиях формального образования, но и увязывание этих знаний с теми, которые человек приобретает вне формального образования. По мнению О.Н. Олейниковой, компетенция представляет собой «интегрированное использование знаний, умений, ноу-хауиотношенийвизвестныхилиновых трудовых ситуациях».

Кромеэтого, личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Профессиональное самосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. Поэтому сумма компетенций студента-старшекурсника есть ни что иное, как подготовка молодого специалиста к будущей профессиональной деятельности.

Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний – тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений – способность применяться к решению разного рода задач (обладают свойством переноса). От навыков – тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.

Производным от термина «компетенции» («профессиональные компетенции») выступает понятие «ключевые компетенции». В большинстве публикаций «ключевые компетенции» рассматриваются как компетенции общие для всех профессий и специальностей. В англоязычной литературе рассматриваемые понятия существуют в 2-х вариантах: keyskills и keycompetences.

Ключевые профессиональные компетенции – это способности работника решать задачи, которые возникают перед нимвпроцессепрофессиональнойкарьеры и не зависят от профессии или специальности (инвариантны по отношению к ним).

Актуальность ключевых компетенций обусловлена функциями, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека. К ним относятся следующие:

во-первых, формирование у человека способности обучаться и самообучаться;

во-вторых, обеспечение выпускникам, будущим работникам, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями;

в-третьих, закрепление репрезентативности, а следовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания.

Эти основные функции профессиональных компетенций закрепляют за ними статус основы образовательного процесса на всех уровнях системы непрерывного образования.

Исходя из традиционных представлений, под методической системой обучения будем понимать совокупность взаимосвязанных компонентов (цели, содержание, методы, средства, организационные формы), необходимых для создания целенаправленного, строго определенного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Психолого-педагогическими условиями эффективного развития профессиональной компетенции специалиста являются:

  • обеспечение преемственности в многоуровневойподготовке специалиста;

     

  • реализация принципов инкрементализма (постепенного восхождения к цели), синергетики, активности и интерактивности, культуросообразности;

     

  • обеспечениемеждисциплинарных связей;

     

  • организацияобучениявсотрудничестве, организация субъективного контроля;

     

  • личностно-ориентированное построение содержания подготовки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;

     

  • гибкое планирование всех траекторий образовательного процесса. Апробация и внедрение результатов исследования.

     

По нашему опыту при подборе специалистов многими лечебными учреждениями не уделяется особого внимания моделям поведения будущего работника. В результате уделяется большое внимание практическим знаниям инавыкам вконкретной области, а теоретическим – нет.

Для диагностики компетенций у выпускников медицинских колледжей целесообразно, снашейточкизрения, использовать такие методики как:

ИГА – итоговая государственная аттестация – выявление общего уровня знаний, необходимых для профессиональной деятельности «специалиста-медика». Проводится в три этапа, утверждена Министерством образования.

Психодиагностический набор методик, позволяющих выявить и продиагностировать такие качества личности, как реакция на стрессовые ситуации, предвосхищение неудач, эмоциональное выгорание, способность к общению, уровень эмпатии личности.

Таким образом, изучив проблему трудоустройства и конкурентоспособности будущихмедицинских работников, в данной работе были рассмотрены различные аспекты подготовки и диагностики готовности молодых специалистов и будущих выпускников к трудовой деятельности по выбранной специальности. Составлен список тестовых методик, которые, как показал наш опыт, действительно «работают» при оценке будущего работника, молодого специалиста в системе здравоохранения. Данные методики нужно применять не только при подготовке молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности (студенты старших курсов), но и работниками отдела кадров, специалистами по кадровой политике и менеджерами при оценке качеств специалиста при приеме на работу в лечебные учреждения.


Библиографическая ссылка

Кошкалда С.А. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 148-151;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4744 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674