Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА» В ПОСТГРАДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лазарев К.Ю. Зайцева А.Т.
1. Голубцов В.И., Зайцева А.Т., Лазарев К.Ю. Совершенствование методических подходов для улучшения качества знаний по медицинской генетике у студентов и врачей. // Международный журнал экспериментального образования. №4, 2010. – С.68-70.
2. Голубцов В.И., Лазарев К.Ю., Зайцева А.Т., Почешхова Э.А., Гусарук Л.Р., Корхмазова С.А. Современное молекулярно-генетическое образование в Кубанском государственном медицинском университете: настоящее и будущее. // Международный журнал экспериментального образования. №4, 2012. – С.61-63.
3 Приказы Минздравсоцразвития России №1476 от 05.12.2011 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования».
4 Приказы Минздравсоцразвития России №16-3/10/2-727 от 23.01.2012 «Рекомендации по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в интернатуре и ординатуре».

Современные достижения в области генетики человека составляют основу прогресса медицины в целом. Успехи в области молекулярной генетики позволили разработать технологии, которые сталисоставной частьювсех теоретических, клинических и профилактических разделов медицины. Благодаря современным молекулярно-генетическим технологиям и знаниям о строении и функционировании генома человека совершенно обоснованно появились такие направления медицинской генетики, как генетическое тестирование, предиктивная и персонифицированная медицина, молекулярная медицина, токсикогеномика и др. В связи с расширением и углублением оказания медико-генетической помощи населению в российском здравоохранении (медикогенетическое консультирование, цитогенетическая диагностика, молекулярногенетические исследования моногенных и мультифакториальных заболеваний, пренатальная диагностика, массовый биохимический неонатальный скрининг, мониторинг врожденных пороков развития) появилась необходимость включать в подготовку врачей различного профиля генетическое образование как фундаментальное, формирующее профессиональные компетенции в диагностике, профилактике, лечении и реабилитации больных с мультифакториальной и собственно наследственной патологией.

На кафедре биологии с курсом медицинской генетики Кубанского государственного медицинского университета последипломное генетическое образование клинических интерновиординаторов является одним из завершающих этапов многоуровневой непрерывной подготовки специалиста [1, 2]. Такая подготовка является прогрессивной образовательной технологией, которая направлена на развитие компетенций у врачей разных специальностей в области медицинской иклиническойгенетикииразвиваетгенетическую составляющую клинического мышления, позволяющего им стать конкурентноспособными на рынке практического здравоохранения.

До настоящего времени специальность «генетика» была смежной и в ней обучались клинические интерны и ординаторы ограниченного количества специальностей (акушеры-гинекологи, педиатры, неонатологи, рентгенологи, психиатры и урологи; ранее -неврологи, терапевты). Особенностью постградуальной подготовки врачей с 2012-2013 учебного года на фундаментальной дисциплине «Генетика» является обучение клинических интернов и ординаторов всех специальностей. Это соответствует новым федеральным требованиям кструктуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования [3, 4]. Подготовка врачей осуществляется формированием комплекса систематизированных знаний о наследственной патологии человека, развитием подходов к решению общих и частных вопросов лечения больных с врожденной и наследственной патологией, углублением и приобретением новых знаний, умений и навыков по современным методам диагностики и профилактики наследственных болезней.

Образовательная программа по дисциплине включает лекционный курс, семинарские и практические занятия, атакже самостоятельную работу по общим и профильным вопросам разных специальностей в разнообразных областях генетики. Обучение дисциплине для клинических интернов проходитвобъеме 36 часов (24 аудиторных), а для клинических ординаторов 36 (24), 54 (36) и 72 (48) часа соответственно дифференцированно по специальностям.

Спецификация обучения позволяет врачамразобратьсяввопросахэтиологии и патогенеза, диагностического процесса наследственных и врожденных заболеваний, на основе которых строятся лечение и прогнозы (клинический, витальный, профессиональный). Врачи понимают важность постановки верифицированного диагноза для расчета величины генетического риска и разработки тактики проведения пренатальной диагностики, являющихся неотъемлемой частью профилактических мероприятий наследственной и врожденной патологии.

Современное высшее медицинское образование конкурентоспособного специалиста тесно связано с формированием навыков генетического тестирования, в том числе и молекулярно-генетического исследования пациента [2]. В лаборатории молекулярно-генетических исследований кафедры биологии с курсом медицинской генетики обучающиеся практически знакомятся с современными методами ДНК-диагностики. На занятиях интерны и ординаторы получают знания о генах предрасположенности к различным мультифакториальным заболеваниям. Это формирует знания о связи отдельных полиморфизмов генов с величиной генетического риска мультифакториального заболевания, а также навыки для самостоятельной интерпретации результатов ДНК-диагностики обследуемого. Клинические ординаторы получают знания по основам фармакогенетики и фармакогеномики, где уделяется внимание возможности генетического тестирования для формирования эффективной схемы лечения больного. Это повышает мотивацию у врачей к изучению генетических исследований в своей специальности.

Таким образом, постградуальное генетическое образование повышает профессионализм врачей разных специальностей в интерпретации этиологии, патогенеза, результатов современных методов генетического анализа, а также определять комплекс профилактических мероприятий. Однакочасы, отведенные на фундаментальную дисциплину «Генетика», не дают возможность в полном объёме получить современные генетические знания. При составлении расписания и формировании групп обучающихся необходимо учитывать их специальности, что будет способствовать профильности обучения и более эффективной мотивации в изучении дисциплины.


Библиографическая ссылка

Лазарев К.Ю., Зайцева А.Т. РОЛЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА» В ПОСТГРАДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 162-164;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4750 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674