Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОИСКОВО–ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Лобач Н.В.
1 Аверьянова Т.А. Сущность и структура информационной деятельностистудентов / Т.А. Аверьянова // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». – Архангельск: ПГУ, 2006, № 4. – С. 141-145.
2 Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: Учебник для 10 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 432 с.
3 Брюханова Н. О. Методика навчання майбутніх викладачів технічних дисциплін проектуванню дидактичного матеріалу: автореф. дис. наздобуттянаук. ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теорія і методика навчання з технічних дисциплін» / Н.О. Брюханова. – Харків, 2002. – 19 с.
4 КарнауховаИ. Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности

Модернизация системы образования на основе компетентносного подхода предусматривает подготовку конкурентоспособных специалистов, которые могут быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, представленной как в бумажном, так и в электронном виде, знать и уметь пользоваться различными методиками работы с информационными источниками, постоянно обновлять свои знания, расширять спектр необходимых умений, навыков и развивать собственные компетентности. Поэтому, по нашему мнению, среди компетентностей, которыми, в первую очередь, должен владеть будущий специалист является поисково-информационная компетентность.

Проблема формирования поисково-информационной компетентности студентов высших учебных заведений не была предметом целостного педагогического исследования, но в научной литературе существуют идеи, которые вызывают у нас большой интерес. Организацию информационно-поисковой деятельности студентов рассматривают В. Бакатанова, Г. Гецов, В. Граф, Т. Дмитренко, И. Ильясов, В. Козаков, В. Ляудис, В. Якунин и другие [3]. Отдельные вопросы изучаемой проблемы рассматриваются в диссертационных исследованиях И. Карнауховой (поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности) [4], Г. Керимова (дидактические основы формирования поисковых педагогических умений студентов) [5], С. Кривец (формирование поисково-информационной компетентности будущих учителей в процессе работы со словарно-справочной литературой) [6], М. Литвинцевой (формирование поисковой деятельности студентов в процессе математической подготовки) [7].

Осуществив теоретический анализ научных работ относительно понятий «компетентность» и «компетенции» мы можем сказать, что они являются приобретенными качествами и выступают как интегративная характеристика личности. Компетентность – это полномочия, которые имеет специалист в определенной области и описывает конечный результат обучения, а компетенции – знание, умение, навыки в определенной сфере деятельности, совокупность личностных качеств и мотивация, которые необходимы человеку для эффективного выполнения поставленной перед ним задачи, какв профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

В материалах ЮНЕСКО компетенции рассматриваются как желаемый результат образования. Совет Европы (г. Берн, март 1996 г.) ввел понятие «ключевые компетенции», которые должны отвечать новым требованиям современности [9].

Ключевые компетенции – это универсальные компетенции, применяемые в различных жизненных ситуациях и необходимы каждому человеку современного общества. Ключевых компетенций множество, но все они, по мнению И. Сергеева и В. Блинова, состоят из четверых элементарных компетенций, причем, как отмечают авторы в своем исследовании, определение последующих формируется на основе предыдущих:

− информационная компетенция – умение самостоятельно работать со всеми видами информации; − коммуникативная компетенция

– умение самостоятельно поддерживать контакт в общении, слушать собеседника, высказывать, аргументировать, отстаивать личную позицию, грамотно решать конфликтные ситуации;

− кооперативнаяbкомпетенция– умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества, создавать группы, координировать свои действия и действия других, распределять задания для решения задач;

− проблемная компетенция – умение самостоятельно выявлять проблему, формулировать цель, находить пути и средства решениязадач, оцениватьрезультаты [11].

Таким образом, среди ключевых компетенций, информационная находится на первом месте, и является основой для формирования следующих. Это понятно, поскольку современные информационные преобразования в обществе требуют подготовки таких специалистов, которые умеют решать профессиональные задачи, используя различные источники информации. Но проблема, с которой сталкивается будущий специалист -это очень большие, необъятные информационные пространства, попадая в которые студент теряется. Во время поиска он наталкивается не только на нужную для него информацию. При этом одной из главных и сложных задач для студента становится умение найти и отобрать именно ту информацию, котораябудетполезнаинеобходима для решения поставленной перед ним задачи. Поэтому в нашем исследовании мы предлагаем выделить именно поисково-информационную компетентность. Исходя из этого, считаем необходимым первоначально рассмотреть основные характеристики понятия «информационная деятельность» студента, поскольку она позволяет студенту активно и успешно принимать участие в учебном процессе, иметь основательные знания об информационных процессах в обществе, уметь находить и пользоваться информационными источниками, как в бумажном виде, так и в электронном.

Из определений, которые дают Е. Роганина [10, с.110;] иТ. Аверьянова [1, с.143], видно, что информационная деятельность – это процесс активного взаимодействия между студентом и источником информации, который направлен на достижение учебно-профессиональной цели, путем осуществления информационных процессов. С. Бешенков, Е. Ракитина определяют информационный процесс как совокупность последовательных действий, которые осуществляются над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и прочее) для получения необходимого результата [2, с. 60]. С. Кривец, в свою очередь, определяет составляющие информационного процесса: поиск, сбор, обработка, сохранение, обмен и использование информации, подчеркивая, что информационный процесс может быть полными (включать все компоненты) или сокращенным (включать только некоторые из них), но независимо от этого любой информационный процесс всегда начинается именно с поиска необходимой информации [6, с.35].

Анализируя информационную деятельность студентов, необходимо рассмотреть ее структуру, которая состоит из следующих компонентов: цель (получениеновыхзнаний); мотивация(потребность и заинтересованность студента); средства (учебно-информационное пространство); предмет (знание, умение, навыки, различные источники информации, как в бумажном так и электронном виде); действия (информационный процесс); результат (усовершенствование знаний, умений и навыков, получение необходимой информации) [8, с.11 ].

На наш взгляд к компоненту результат информационной деятельности студента необходимо добавить еще одну составляющую– сформированность поисково-информационной компетентности. Поскольку во время постоянного взаимодействия студента с источниками информации происходит постепенное ее формирования. С. Кривец определяет, что поисково-информационная компетентность –  это способность студентов осуществлять информационно-поисковую деятельность с использованием новейших прогрессивных технологий на профессиональном уровне (для профессионального роста) через овладение практическими навыками работы со словарно-справочной литературой, анализа полученной информации, ее использование. В своем исследовании С. Кривец выделяет следующие уровни сформированности поисково-информационной компетентности: − высокий уровень характеризуется проявлением особых поисковых способностей, умениями самостоятельно приобретать и обрабатывать различную информацию, использовать приобретенные уменияв нестандартных ситуациях закороткий промежуток времени; − средний уровень характеризуется умением сравнивать, обобщать, систематизировать информацию под руководством учителя, самостоятельно находить и применять ее на практике, но при этом студент тратит больше времени на ее поиск и обработку; − достаточный уровень определяет умение студента осуществлять поиск и обработку информации, но толькопод чутким руководством преподавателя; − начальный уровень – студент знает, где и как можно найти необходимую информацию, но не владеет необходимыми навыками ее поиска и обработки. Без руководства преподавателя он теряется, тратит на поиски необходимой информации довольно много времени; − нулевой уровень – студент владеет поисково-информационными навыками на элементарном уровне, долго задерживается над поиском и пониманием разных понятий, слов и информации в целом, возвращается к уже прочитанному материалу, каждый раз расходуя на это драгоценное время [6].

Исходя из вышесказанного, в профессиональной подготовке будущего специалиста немаловажным является формирование у него поисково-информационной компетентности, которая позволит ему самостоятельно осуществлять результативный поиск необходимой информации, представленной как в электронном виде, так и на бумажных носителях. При этом студенты должны свободно ориентироваться в информационном пространстве, знать структуру информационных источников, механизм поиска информации в библиотеках, научиться работать с поисковыми системами Интернет, правильно оценивать информацию, уметь находить и использовать первоисточники.

Таким образом, в своем исследованиимы будем понимать поисково-информационную компетентность студентов, как способность осуществлять поисково-информационную деятельность в информационном пространстве с использованием, как новейших технологий, так и библиотечных ресурсов.


Библиографическая ссылка

Лобач Н.В. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОИСКОВО–ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 179-182;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4756 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674