В третье тысячелетие вступило в жизнь новое поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками и жизненными ориентирами. Современная цивилизация и кумиры оказывают мощное воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь. Его окружают лозунги: ”человек– господин”, “человек – супермен”, “человек – миллионер”, “человек – робот”, которые призывают к достижению успеха любой ценой. Молодому специалисту предстоит реализовать себя в борьбе с конкурентами в условиях рыночных отношений.
В этой связи одним из важнейших компонентов образования является воспитание, ориентированное на формирование личности, обладающей высокими духовно-нравственными качествами, культурой и гуманистическим мировоззрением, способной к гражданскому самосознанию и готовой к непрерывному самообразованию и развитию. Важно развивать потребност ьвести здоровый образ жизни, своевременно проводить профилактику вредных привычек, в частности наркомании и алкоголизма. Необходимо формировать инициативность, умение работать в команде, прививать чувство ответственности за принятое решение. При создании профессионально-образовательной среды необходимо учитывать возрастные особенности студентов, специфику современной молодежной субкультуры, особенности социокультурной ситуациивстране, атакже – особенности будущей специальности. Уже на ранних этапах обучения студентов необходимо уделять внимание пониманию и усвоению принципов медицинской деонтологии – важного аспекта успешной профессиональной подготовки к деятельности в качестве специалиста, в том числе детского стоматолога. Детскому стоматологу необходимо взаимодействовать не только с пациентом-ребенком, что само по себе является сложной задачей, но и с егородителями, бытьвтесномконтактес коллегами и персоналом.
Формирование теоретической базы деонтологических знаний у студента и навыков их практического применения может происходить различными способами.
Традиционная система обучения, с одной стороны, хорошо развивает память и соответственно, аналитическую деятельность у студентов медицинских вузов, но лишь на уровне воспроизводящего мышления, сдругой – недостаточно развивает творческую познавательную активность студентов. Усвоение знаний и практических навыков – это, в первую очередь, труд самих студентов, их активная сознательная деятельность. От преподавателя зависят организационные формы и методы обучения. Новые условия жизни требуют применения более совершенной технологии воспитания и инновационных методов обучения.
Первый опыт приобретения деонтологических навыков студент получает в процессе наблюдения за практической деятельностью преподавателя. Неоценимую роль в освоении деонтологических принципов играет работа студентов, интернов и ординаторов вкачестве помощника (ассистента) врача-стоматолога. Преподавание детской хирургической стоматологии в условиях современной лечебно-диагностической базы – Краевой детской клинической больницы − повышает качество учебного процесса за счет возможности в отделениях стационара демонстрировать студентам проявления различной соматической патологии в полости рта у детей. Присутствиеи участие в операциях и н аперевязках предоставляет студентам возможность «погружения» в реальную врачебную среду профессиональных отношений «врач-пациент», «врач-медицинская сестра» ит.д.
Тематика элективного курса «Работа в четыре руки» позволяет акцентировать внимание студентов на профессиональных взаимоотношениях врача-стоматолога и ассистента. Обучению деонтологическим принципам на практических занятиях помогают ролевые игры, моделирующие взаимодействие с ребёнком и родителями пациента, персоналом стоматологического кабинета, руководителями медучреждения. В процессе ролевой игры студенты интерпретируют предоставленный для анализа клинический материал, решают вопросы диагностики, тактики лечения, одновременно моделируя общение с коллегами, пациентом и его родителями. Составление ролевой игрысамими обучающимися (студентами, интернами, ординаторами) является результативным методом познания, так как способствует развитию творческих навыков, инициативы, умению организоватьсвоевремя, демонстрируетготовность ксамообразованию.
Следует помнить, что для формирования правильных стереотипов врачебного поведения у будущих молодых специалистов необходимо воздействие разных форм обучения и постоянный тренинг. Пройдя все периоды обучения, кмоментусамостоятельной деятельности молодой специалист в определенной степени усвоит принципы и освоит необходимые навыки деонтологии, что поможет избежать конфликтов в своей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Митропанова М.Н., Аюпова Ф.С., Павловская О.А. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КАФЕДРЕ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ, ОРТОДОНТИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 192-194;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4762 (дата обращения: 22.11.2024).