Появление новых педагогических образовательных технологий, использующих информационные, компьютерные телекоммуникационные системы и мультимедиа, оказалось перспективным и важным средством повышения качества и эффективности образования при изучении цитологии, гистологии и эмбриологии. Для этих дисциплин традиционные рисунки на доске, учебные таблицы, слайды, прозрачные плёнки постепенно сменяются мультимедийным сопровождениемнетольколекций, ноипрактических занятий.
Курс гистологии, эмбриологии, цитологиивсовременном понимании имеет своей целью сформировать у студентов научные представления о микроскопической организации клеток, тканей и органов здорового человека. Это в целом обеспечивает создание прочного научного базиса для последующего изучения клинических дисциплин, понимания сущности патологических изменений при различных заболеваниях, что способствует формированию у студентов основ врачебного мышления.
Для решения этих задач на кафедре гистологии с эмбриологией Кубанского государственного медицинского университета создано и постоянно совершенствуется мультимедийное сопровождение лекций для студентов 5 факультетов. Демонстрационные интерактивные методы включают сделанные сотрудниками кафедры цифровые фотографии учебных гистологических препаратов и анимационные блоки, а также лучшие иллюстрациииз многих отечественных и зарубежных учебников и атласов. Широко используются мультимедийные материалы, полученные в порядке обмена с другими кафедрами ведущих ВУЗов России, а также свободно распространяемые мультимедийные приложения к ряду зарубежных учебников по гистологии. Рисунки и схемы комбинируются с микрофотографиями гистологических структур, сделанными на светооптическом уровне приразныхувеличениях микроскопа, а также краткими пояснениями и информационными блоками. Использование мультимедийного сопровождения позволяет значительно повысить информационный уровень читаемых лекций и сделать их более доступными для восприятия и понимания студентами, стимулирует их интеллектуальную деятельность. В рамках лекционного курса студентам читаются обзорные лекции с демонстрацией мультимедийных изображений изученных гистологических препаратов, что является важным аспектом подготовки студентов к итоговой предэкзаменационной дифференциальной диагностике микропрепаратов.
Аналогичное мультимедийное обеспечение введено и для практических занятий по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии, при этом презентации по теме каждого занятия сочетаются с демонстрацией микроскопических препаратов и использованием видео-систем, транслирующих изображения органов и тканей непосредственно с микроскопа, что взаимно дополняет и обогащает как интерактивные методы, так и традиционные технологии.
Для проведения объективного и стандартизированного итогового и экзаменационного контроля знаний студентов создана и используется база компьютерных тестов по гистологии, имеющая выраженную профильную направленность с учетом специфики обучения студентов на разных факультетах. В целом эта программа включает более 1500 заданий по всем разделам изучаемого курса. Это позволяет осуществлять контроль студентов на всех этапах процесса обучения, устраняет субъективизм преподавателей и уменьшает затраты времени для проверки знаний.
Мультимедийно-программный методический комплекс позволяет целесообразно решить ряд методологических и дидактическихзадачпреподаваниягистологии в медицинском вузе. Значительное повышение наглядности при изучении цитологических и гистологических микропрепаратов, поскольку некоторые цитологические структуры затруднительно показать с использованием стандартного светового микроскопа (например, микроворсинки, щеточную каемку, базальную исчерченность и т.д.); оптимизация оценки знаний студентов по результатам текущего и итогового компьютерного тестирования и др.
Этот метод обеспечивает доступность в получении информации, необходимой для самоподготовки (тематический план, тестовые задания и т.д.), так как учебные материалы размещены на компьютерах в учебных комнатах кафедры и используются для самостоятельной работы студентов. В процессе этой работы у студентов формируются умения и навыки самостоятельного умственного труда, что способствует интегрированию полученных теоретических знаний, развивает аналитические способности, расширяет кругозор и постепенно вырабатывает привычку к систематическим занятиям.
Современные информационные технологии позволяют привлекать студентов к научной деятельности в рамках НИРС и УИРС, что помогает им овладевать отдельными научными знаниями и быстро адаптироваться к профессиональной деятельности.
Таким образом, компьютерные и мультимедийные технологии расширяют возможности визуализационного сопровождения лекций и практических занятийпогистологии, решают проблемы методического обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Библиографическая ссылка
Могильная Г.М., Евглевский А.А., Пейливаньян Э.Г., Фомичева Е.В., Алифанова Г.Ф., Ковтуновская И.В. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЦИТОЛОГИИ, ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 195-197;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4764 (дата обращения: 22.11.2024).