Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Остапенко А.Г.
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека // Под ред. А.В. Брушлинского и В. А. Кольцовой.Изд-тво «Институт практической психологии» Воронеж; НПО «МОДЭК», 1997. – 416с.
3. Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: научно-методические материалы. Т.1. -СПб.: Изд-во ООО «Книжный дом», 2008. - 200 с.
4. Лебединский М.С., МясищевВ.Н. Введение в медицинскую психологию. -Л.: Медицина, 1966. – 634 c.
5. УшинскийК. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. Т. 5. / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. – 528 c.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения [3, c. 89].

Педагогика, хотя и является самостоятельной научной дисциплиной,не может развиваться обособленно от

других наук. Наиболее близко с педагогикой связаны такие науки, как философия, психология, физиология и

анатомия человека, семиотика, теория коммуникации, культурология, социология, история, логика, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, генетика, кибернетика и медицина. Взаимодействие педагогики с указанными дисциплинами происходит путем использования последней сведений, содержащихся в перечисленных науках, а временами и методов в анализе явлений [5, c. 357-358]. Это дает возможность проникнуть в глубину педагогического процесса, разработать более объективные критерии деятельности тех, кто обучает и воспитывает, и тех, кого обучают, а также обосновывать более достоверные практические рекомендации.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь и взаимозависимость педагогики и медицины. Педагогика нуждается в учете медицинских принципов, методов, данных в построениип едагогической теории и воспитательной практики. Медицина обладает методологическим арсеналом, имеющим для педагогики эвристическую ценность.

Многие достижения педагогической науки и практики, накопленные на протяжении столетий, получены представителями медицины. Это не случайно и объяснимо не только единством объекта, но и внутренним родством, сходством проблематики и методов обеих областей знания.

Хочется упомянуть наиболее ярких медиков, разрабатывавших педагогику: византийский мыслитель епископ Немесий Эмесский, автор эпохального труда «О природе человека», свел воедино теории различных медицинских школ античности; доктор медицины Франсуа Рабле(1494-1553, Франция) всвоемвеликом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» разработал неутратившую до настоящего времени актуальность программы воспитания свободного и благонравного человека; испанский врач Хуан Уарте (15301592) в сочинении «Исследование способностей к наукам» способности души поставил в зависимость от телесных особенностей человека, климатических условий и пищи; Джон Локк (1632-1704) получил медицинское образование в Оксфордском университете. Был врачом и воспитателем в семье первого графа Шефтсбери. Педагогические идеи Локка (трактат «Мысли о воспитании») оказали влияние на все последующее развитие педагогической мысли, включаяаналитическую педагогику ХХв. [1, c. 120-121]; невролог и психиатр, академик медицины Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927, Россия) создал фундаментальные труды по половому воспитанию и поведению ребенка раннего возраста. Основатель рефлексологии, он проводил комплексные исследования личности и коллективного поведения. В.М. Бехтерев внес существенный вклад в развитие педологии, криминальной и педагогической антропологии, а также -в теорию воспитания, профилактику и терапию многих педагогических отклонений [2, c. 302].

Таким образом, реализованная указанными и другими врачами педагогическая трактовка (герменевтика) данных медицины убедительно показала, насколько плодотворен синтез обеих родственных областей знания. Чтобы отправлять свою базисную функцию и роль посредника между педагогикой и человековедением, педагогическая антропология призвана продолжить начатую ими работу.

От успехов медицинских наук и медицинской техники напрямую зависят целые области педагогики. Это, прежде всего, физическое воспитание, коррекционная педагогика со всеми ее ответвлениями, гигиена. Педагог нуждается в основополагающих началах, содержащихся в ряде самостоятельных отраслей медицины, изучающих строение и функции организма здорового человека: анатомии, физиологии, гистологии, биохимии и других. В свою очередь будущим медикам полезны принципы, подходы и данные педагогической антропологии и педагогики. В особенности -педиатрам, детским стоматологам, невропатологам, психоневрологам и психиатрам. Они нуждаются в знании типов поведения детей, особенностей их мотивации как по отношению к здоровью, так и к болезни.

Нередко врачу приходится вести и педагогическую работу, обучая и воспитывая своих товарищей по работе, а также, где это нужно, обучая и воспитывая больных, ведя санитарно-просветительнуюработу. Вся эта деятельность должна вестись на высоком методическом уровне и опираться на достижения педагогики и психологии [4, c. 235-236].

Взаимосвязь медицины и педагогики обусловлена, прежде всего, прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы, возникающие в педагогике и медицине, например, воспитание и обучение как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, становлениеиразвитиеегокакличности, лечение больных с психическими расстройствами и многие другие целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области всех наук, изучающих человека как явление не только биологическое, но и социальное.

Таким образом, педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума.


Библиографическая ссылка

Остапенко А.Г. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНЫ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 219-221;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4772 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674