Модернизация высшего профессионального образования ориентирована на компетентностный подход к учебному процессу с учётом требований нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Разработка и внедрение системы активных методов обучения на базе компетенций международного уровняформирует устудентов профессиональные знания, обеспечивающие их конкурентоспособность на рынке медицинскихуслуг.
Требования компетенций на современном этапе включают в себя:
- - анализ экономических проблем и общественных процессов, применение методик расчета показателей экономической эффективности;
- - знание рыночных механизмов хозяйствования, характеризующих степеньразвития экономики;
-умение логически, аргументированно анализировать, вести дискуссии и полемики профессионального содержания;
-толерантность, сотрудничество и разрешение конфликтов;
-применение методов управления, организации работы с учетом принятия грамотных управленческих решений в рамках профессиональной компетенции;
-способность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
На сегодняшний момент преподавание экономических дисциплин в медицинском вузе направлено на:
-изучение основ экономической теории, умение правильно ориентироваться в макроэкономических ситуациях;
-знание ключевых понятий, категорий рыночной экономики;
-понимание сущности проводимой государством экономической политики, экономических событий в своей стране и зарубежом;
-развитие навыков самостоятельного экономического анализа и обоснования принимаемых им решений.
Изучение экономических наук активизирует мыслительную и практическую деятельность студентов, позволяет понимать процессы общественного развития, экономического механизма хозяйствования с учетом интересов субъектов общества на различных уровнях функционирования экономической системы– в звеньях микро, макроэкономики и мирового хозяйства.
Дисциплины «Экономика» и «Экономическа я теория»,являются базовыми и отнесены к циклу С.1 Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин и преподаются на всех факультетах медицинского университета: лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом, стоматологическом -студентам очной формы обучения, а также на фармацевтическом факультете студентам очной и заочной формыобучения.
Этапы учебного процесса изучения экономических дисциплин включают в себя первичное овладение знаниями на базе лекционного курса, эвристических бесед, учебных дискуссий и т.д. Формирование профессиональных умений и навыков, развитие творческих способностей возможно при использовании моделированного обучения, деловых игр, решения ситуационных задач, самостоятельной работы с литературой. Преподаватель в данной ситуации организует процесс обучения, создает условия для сотрудничества и инициативы студентов, приводя в качестве примеров экономические ситуации из практического опыта, что позволяет сформировать новое экономическое мышление у студентов медицинскоговуза.
Преподавание экономических дисциплин на кафедре Общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины осуществляется по 9 рабочим программам, которые разработаны на основании ФГОС-3 ВПО, учебного плана ГБОУВПО КубГМУ и примерной рабочей программы, предоставленной учебным управлением ГБОУВПОКубГМУ. Программыутверждены и рецензированы, согласованы с председателями методических комиссии соответствующихфакультетов.
В структуру программ включены девять модулей, обобщающих современные научные аспекты теоретической и практической подготовки студентов высших учебных медицинских заведений.
Модуль 1 «Предмет экономической науки и ее разделы. Экономические блага и экономические системы» предполагает изучение следующих дидактических единиц: экономические явления и процессы; понятие и сущность экономической деятельности; экономическая наука и ее разделы; экономические законы и категории; экономические блага: понятие и классификация; экономические системы; распределительная (командно-административная система); рыночная система хозяйствования; смешанная экономическая система; экономические институты; экономические функции: производство, распределение, обмен, потребление.
Модуль 2 «Потребность и спрос. Производство и предложение» предполагает изучение следующих дидактических единиц: потребности как экономическая категория; основы потребительских знаний; виды потребностей; закон возрастания потребностей; спрос; закон спроса; эластичность спроса; индивидуальный и рыночный спрос; факторы производства (ресурсы) и их классификация; ограниченность ресурсов; производственные возможности; предложение; закон предложения; эластичностьпредложения.
Модуль 3 «Рыночный механизм» предполагает изучение следующих дидактических единиц: понятие рынка и его функции; субъектыиобъектырынка; классификация рынков; рынки факторов производства; рынки труда, капитала, земли; рынок ценных бумаг; рынки взаимосвязанных товаров иуслуг; механизм взаимодействия спроса и предложения; модели обмена (торга); рыночное равновесие; рыночное ценообразование.
Модуль 4 «Конкуренция и монополия. Основные виды рынков» предполагает изучение следующих дидактических единиц: конкуренция и ее виды; совершенная инесовершеннаяконкуренция; монополия; олигополия; монополистическаяконкуренция; ценоваяинеценоваяконкуренции.
Модуль5 «Микроэкономика. Фирма» предполагает изучение следующих дидактических единиц: микроэкономические явления и процессы; экономические основы деятельности фирмы; предпринимательство и его виды; производство и его факторы; капитал; основной и оборотный капитал; физический и моральный износ; амортизация; бухгалтерские и экономические затраты; постоянные, переменныеиобщие издержки производства; производительность; управление фирмой; менеджмент и маркетинг; оценка результато вхозяйственной деятельности; рентабельность предприятия; прибыль; понятиебанкротства.
Модуль 6 «Макроэкономика. Макроэкономические явления и процессы» предполагает изучение следующих дидактических единиц: инфляция и ее причины; безработица; видыиуровень; цикличность экономики; кризис и экономический рост; модели роста; основные макроэкономические показатели национальной экономики: ВВП, ВНП, ЧНП, НД; Личный доход; Совокупный спрос и предложение; макроэкономическое равновесие.
Модуль 7 «Государственное регулированиеэкономики»: функциигосударства врыночной экономике; функции и виды денег; банковская система; неравенство и перераспределение доходов; налоги и их виды; налоговая система; государственный бюджет; основные статьи доходов и расходов госбюджета; фискальная политика; антимонопольное регулирование; меры борьбы с безработицей; финансовые институты; механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний; современная финансовая система и социальный сектор; бюджетная политика медицинской организации.
Модуль 8 «Международная экономика» предполагает изучение следующих дидактических единиц: мировой рынок и международная торговля; международная торговая политика государства; роль внешней торговли в экономике РФ; международная валютно-кредитная система; валютный курс и его регулирование; международная интеграция; место и роль России вмировойэкономике.
Модуль 9 «Переходная экономика. Характеристика и структура Российского хозяйства. Развитие экономической науки. Основыприкладнойэкономики» предполагает изучение следующих дидактических единиц: понятие переходной экономики; особенности переходной экономики РФ; характеристика и структура российского хозяйства; инновационное развитие национальной экономики; основные направления развития экономической науки; основы прикладной экономики; здравоохранениев системе рыночных отношений.
Рассмотрение ряда теоретических вопросов определяется их практической значимостью и предполагает получение студентами медицинского университета основ экономического образования, что позволит им овладеть не только необходимыми знаниями и навыками, но изначительно расширить свой кругозор.
В целях совершенствования преподавания и учебно-методического обеспечения экономических дисциплин по каждому модулю в электронном виде разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.
Кроме того, проведена унификация преподавания и создан единый мультимедийный фонд учебного материала:
- - лекции для студентов очной и заочной форм обучения;
- - единая база тестовых заданий для входного, промежуточного, текущего и итогового контроля знаний студентов в соответствии с дидактическими единицами согласноФГОС-3 ВПО;
-ситуационные (расчетные) задания кпрактическим(семинарским) занятиям.
Для формирования практических навыков и умений у студенто в в учебном процессе применяются различные формы проведения занятий: деловая игра, бизнес-планирование, работа с наглядным пособием, составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции; обсуждение сложных и дискуссионных проблем, требующих самостоятельного анализа экономических ситуаций и принятия решений ит.п.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, к входному, текущему, промежуточному и итоговому контролю и включает индивидуальную аудиторную и домашнюю работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационныхзадач, написание рефератов и т.д.
Материально-техническая база кафедры представлена аудиторным фондом с мультимедийным комплексом, использованием в учебном процессе специально оборудованного компьютерного класса.
В целях совершенствования преподавания широко применяются слайды, таблицы, схемы, мультимедийные наглядные материалы по различным разделам дисциплины.
Учебные стенды оснащены необходимо йинформацией в части ситуационных задач, тестовых заданий, перечнем вопросов по изучаемым темам дисциплин.
«Экономическая теория» и «Экономика», как учебные дисциплины, вооружают студентов медицинского вуза знаниями закономерностей развития экономики, позволяют им правильно ориентироваться в решении практических экономических проблем, ставить и решать задачи, связанные с их профессиональной деятельностью, с учетом экономической целесообразности, позволяютформировать навыки самостоятельного экономического мышления. Овладение данными учебными дисциплинами – важная предпосылка грамотного хозяйствования в современных экономическихреалиях.
Библиографическая ссылка
Редько А.Н., Лебедева И.С., Шильцова Т.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 248-251;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4784 (дата обращения: 22.11.2024).