Главным показателем уровня квалификации специалиста является его профессиональная компетентность.
В условиях модернизации среднего медицинского образования компетентностная модель подготовки специалистов является основным направлением инновационного развития медицинского образования.
Сравнивая традиционное обучение с компетентностной моделью образования, необходимо выделить основные различия:
Традиционный подход:
-педагогика требований;
-знание как сведение;
-принцип доступности;
-деятельность в условиях стабиль
ного общества. Компетентностный подход:
-педагогика возможностей;
-знание как средство преобразования ситуаций;
-принцип проблемности; социального взаимодействия;
-деятельностьвусловияхнеопределенности.
Компетентностный подход в образовании, на наш взгляд, способен решить определенные недостатки традиционного обучения. При компетентностном подходе изменяется отношение студента к осуществляемой деятельности, проявляется стремление к личностному росту, развивается способность успешно решать на профессиональном уровне определенные задачи, ситуации, проблемы и т.д.
Особенность компетентности заключаетсявтом, что она в большей степени является результатом саморазвития,самообразования личности. В связи с этим особенно важно создать студентам условия, побуждающие к саморазвитию, ориентировать их на творческую деятельность, сформировывать у них потребность к самообразовательной деятельности. Компетентностная модель в образовании призвана решить проблему подготовки грамотных, успешных специалистов, конкурентноспособность которых в значительной степени будет определяться уровнем их профессиональной компетенции[2].
Мысчитаем, что, несмотря на активное внедрение инновационных методов и технологий обучения, традиционные методы в преподавании терапии не утратили свою актуальность.
При проведении практических и семинарских занятий преподаватель закрепляет навыки, включающие правильный сбор анамнеза, осмотр больного, намечает план обследования. Акцент делается на вопросах диагностики и лечения в амбулаторных условиях.
Однако существующее традиционное обучение не всегда удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления.
Внедрение инновационных методик преподавания позволяет повысить наглядность обучения, улучшить усвоение полученных знаний. Одним из наиболее распространенных и доступных видов собственных образовательных ресурсов является компьютерная презентация. Преподавателями терапии нашего колледжа подготовлены мультимедийные презентации практических занятий по всем темам междисциплинарного курса
02.01 «Лечение пациентов терапевтического и гериатрического профиля».
Подобный инновационный подход повышает наглядность преподавания, способствует лучшему освоению материала и вызывает большой интерес у студентов. Крометого, студентысамостоятельно работают над созданием тематических компьютерных презентаций.
Для формирования профессиональных компетенций нами широко используются различные формы подготовки: дискуссии, круглые столы, самоподготовка с анализом различных информационных ресурсов, создание студентами презентаций, сообщений для их обсуждения в группах, проведение мини-конференций, внедряются ролевые и деловые игры.
В педагогической работе цикловой комиссии «Лечебное дело» широко используются инновационные технологии, методы и приемы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной деятельности.
В ходе реализации в колледже инновационного образовательного проекта были закуплены муляжи, анатомические модели, а также манекены и современные симуляторы, имеющие физиологические характеристики живого человека (более 30 наименований). Это позволило создать хорошо оснащенный симуляционный класс, на базе котороговнастоящее время проводятся практические занятия с использованием технологий симуляционного и проблемно ситуационного обучения. Преподавателями терапевтических, педиатрических и хирургических дисциплин создано комплексное методическое обеспечение практических занятий на базе симуляционного класса.
Одна из форм активных методов обучения -проблемное обучение. Создание проблемной ситуации дает возможность преподавателю вовлечь студента в активный поиск ответов на поставленные вопросы путем размышления и рассуждения.
Достаточно эффективным методом организации активной познавательной деятельности студентов является case study (анализ конкретных ситуаций). Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент определяет имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения. Это развивает способность к анализу конкретных профессиональных ситуаций.
Ролевые игры дают возможность имитировать различные ситуации (прием пациента с различной патологией, консультативный прием и т.д.).
Использование деловых и ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность студентов и позволяет интересно проводить занятия, что несомненно положительно сказывается на качестве подготовки средних медицинских работников для практического здравоохранения Краснодарского края.
Таким образом, использование инновационных технологий должно гармонично сочетаться в учебном процессе с традиционными педагогическими технологиями, что позволит достичь главной цели, которую ставит «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности, способной к непрерывному развитию и самосовершенствованию [1].
Библиографическая ссылка
Ротаренко И.В., Ушакова Е.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 251-253;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4785 (дата обращения: 22.11.2024).