Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Садым К.Б.
1. Никонова З.В. Педагогика высшего образования: Учебное пособие. -Краснодар, 2006. -С.78-79.
2. БогоявленскаяД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983. -С. 34.
3. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. – М., 2005. -С. 51.
4. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. – М., 2005. -С.21-22.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 2001. -С.38.

Высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющемся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека, является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы выражается в его профессиональной деятельности и отдельно от личности не существует. В педагогике нет единого взгляда на сущность профессионального мастерства преподавателя. Так, некоторые ученые связывают мастерство с овладением методами, приемами воспитания, другие – с личностью преподавателя, его индивидуальностью.

Составляющие педагогического мастерства – это гуманистическая направленность деятельности педагога, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника [1].

Особое место вструктуре педагогического мастерства занимают креативные способности. Термин «креативность» используется для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Существует два вида креативности: потенциальная и актуальная.

Потенциальная креативность рассматривается как потенциальная предрасположенность, выражающаяся в форме базовой готовности к обретению актуальной креативности в определенных внешних условиях, к проявлению творческой активности. Креативность связывают с творческими достижениями личности. Здесь стоит уделить внимание педагогическому творчеству личности. Оно носит своеобразный характер, протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия со студентами, требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Выделяют несколько уровней педагогического творчества.

Первый уровень – уровень элементарного взаимодействия со студентами. Педагог использует обратную связь, корректирует свои действия по ее результатам. Но он действует по «методичке», по шаблону, по опыту других преподавателей.

Второй уровень – уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

Третий уровень – эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения со студентами. Самый высокий уровень творчества педагога характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности студента, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития группы [2].

Творческая деятельность молодых педагогов, как правило, носит подражательный характер, что является естественным этапом на пути становления собственной творческой индивидуальности. Креативность педагога возникает на основе подражания опыту, концепции, идее, отдельному примеру, форме, методу с последовательным убыванием подражательного компонента и, следовательно, с последовательным возрастанием творческого компонента педагогической деятельности [3]. Таким образом, креативность развивается от подражания, то есть копирования через творческое подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству.

В современных условиях творческий педагог – это, прежде всего, исследователь, обладающийнаучным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном саморазвитии.

Специфика педагогического творчества в вузе состоит в том, что оно должно рассматриваться как сотворчество преподавателя и студентов [4]. Готовность преподавателя встать на позицию студента, в позицию студента либо в оппозицию к нему – важное условие сотворчества. Такая установка противоположна ориентации высшего образования на так называемый утвердительный характер: поставленный в лекции, на семинаре вопрос должен быть непременно разрешен, и решен однозначно, раз и навсегда. Соучастная установка преподавателя состоит в том, чтобы признать право студента на неправильный ответ, ошибку, а также дать ему высказать свою точку зрения, основанную на собственном опыте. Кроме того, необходимо учитывать, что ответы студента, неадекватные поставленному вопросу – это результат непонимания вопроса либо некорректной формулировки его преподавателем.

Педагогическое творчество и педагогическое мастерство тесно связаны между собой, но не тождественны.

Мастерство преподавателя вуза характеризуется профессиональной целесообразностью, индивидуально-творческим характером и оптимальностью в выборе средств. Таким образом, педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Его внешними показателями являются:

-высокий уровень исполнения, качество работы педагога;

-целесообразные, адекватные педагогическимситуациямдействияпедагога;

-достижение результатов обучения, воспитания, развития личности студента.

Внутренняя субъективная сторона педагогического мастерства включает знания, умения, навыки, ценностные ориентации и приоритеты, культуру общую и профессиональную, профессионально важные качества личности, отношение к педагогической деятельности, педагогические способности, адекватные требованиям профессии черты характера, проявления темперамента, особенности психических процессов.

Педагогическое мастерство, таким образом, можно определить как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Важнейшим условием становления мастерства преподавателя является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Стиль-это обусловленная природными особенностями человека устойчивая система задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда [5].


Библиографическая ссылка

Садым К.Б. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 253-254;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4786 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674