Целью изучения дисциплины «Анатомия» является формирование у студентов знаний о строении, функции и топографии органов человеческого тела, анатомо-топографических взаимоотношений органов, а также знаний об индивидуальных и возрастных особенностях строения организма, вариантах изменчивости отдельных органов и пороках их развития.
Одним из основных методов анатомических исследований является препарирование трупного материала, позволяющее осуществить системный подход к обучению, представлять целостный организм со всеми анатомическими образованиями.
На кафедре нормальной анатомии в рамках учебно-исследовательской работы студентов проводятся препаровочные циклы, в которых участвуют студенты 1-2 курсов. Под руководством преподавателей студенты самостоятельно препарируют трупный материал и изготавливают музейные препараты. Объектами препарирования могут быть отдельные органы, области тела. Участие в препаровочных работах дает возможность студентам проявить свои способности и сделать первые шаги в исследовательской деятельности.
Перед началом работы студенты изучают методическую литературу по препарированию трупного материала. Для самостоятельной работы студентов, участвующих в препаровочном цикле, кафедрой было подготовлено и издано методическое пособие «Методические указания для студентов (УИРС, цикл препарирования)», в котором описаны подготовительные этапы работы, области препарирования, кожные разрезы и техника послойного препарирования. Наряду с методической литературой студенты тщательно изучают основную и дополнительную учебную литературу, анатомические атласы, поскольку для проведения грамотного препарирования они должны знать все структуры препарируемого объекта, которые ко времени проведения препаровочного цикла они еще могли не изучать в курсе анатомии (например, сосуды и нервы). Таким образом, студенты самостоятельно овладевают необходимым им объемом анатомических знаний.
Препаровочные работы проводятся во внеаудиторное время. Сначала студенты под руководством преподавателей осваивают навыки анатомической техники, а затем приступают к препарированию трупного материала. В процессе препарирования студенты углубляют и расширяют свои знания о строении анатомических структур, областей, их топографии. Наряду с этим выявляют варианты и аномалии развития этих структур, изучение которых позволяет студентам провести свою первую небольшую исследовательскую работу.
Можно привести некоторые примеры выявленных студентами вариантов и аномалий развития. Так, в процессе препарирования был обнаружен редкий вариант строения плечевого сплетения, при котором мышечно-кожный нерв являлся не самостоятельным нервом, а ветвью срединного нерва, выявлены дивертикулы пищевода, вариант формирования ладонных артериальных дуг (отсутствие глубокой ладонной дуги), подковообразная и дольчатая почки, раздвоение мочеточника, отсутствие одного из двух протоков поджелудочной железы. При препарировании плода человека было обнаружено врожденное отсутствие левой почки, что является редким наследственно обусловленным пороком развития.
Тщательный анализ результатов препарирования, изучение дополнительной учебной и научной литературы по филогенезу и онтогенезу органов, вариантам и аномалиям развития анатомических структур дает возможность студентам провести научное исследование и результаты его представить в виде публикации или доклада на ежегодных студенческих конференциях.
Студенты стоматологического факультета во время проведения УИРСа занимаются изготовлением слепков зубов верхней и нижней челюстей, демонстрируя варианты прикусов (физиологических и патологических), врожденные аномалии, связанные с нарушением развития полости рта (аномалии верхней губы, неба), порядок и сроки прорезывания молочных зубов. На основании проведенного исследования полученных слепков, изучения научной литературы студенты пишут научные статьи и выступают с докладами на студенческих научных конференциях.
Изготовленные анатомические препараты студенты представляют на конкурс и защищают свои работы перед комиссией. Лучшие препараты пополняют коллекцию анатомического музея кафедры. Стоматологические препараты демонстрируются в стоматологическом отделе анатомического музея кафедры.
Участие студентов в препаровочных работах на кафедре нормальной анатомии, анализ результатов препарирования, выявление вариантов и аномалий развития органов, изучение научной литературы, написание научных статей и выступление с докладами на студенческих научных конференциях несомненно активизирует познавательную деятельность студентов, развивает логическое мышление, способствует развитию первых исследовательских навыков, а также навыков публичных выступлений и ведения дискуссий.
Библиографическая ссылка
Север И.С., Вологина Н.И. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 258-259;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4789 (дата обращения: 22.11.2024).