Преподавание терапии в КубГМУ, также как и в других медицинских вузах России, традиционно проводится в соответствии с двумя направлениями -факультетским и госпитальным. За этими терминами стоят принципиально разные методологические подходы к обучению студентов терапии на различных кафедрах [1]. Объектом познания при факультетском направлении выступает изучаемая нозология, апригоспитальном-ведущий синдром дифференцируемой патологии. Предмет познания составляет дифференциально-диагностический ряд болезней. Он ограничен отдельными нозологиями одной группы сходных болезней, одного раздела дисциплины при факультетском направлении дифференциально-диагностического поиска. При госпитальном направлении круг дифференцируемых болезней расширен и может включать в себя несколько разделов дисциплины, всю дисциплину и даже несколько смежных клинических дисциплин.
Практические занятия по внутренним болезням на кафедре госпитальной терапии со студентами 6 курса лечебного факультета длятся около 7 часов. За это время проводится проверкатеоретических знаний, осмотр тематических больных, самостоятельная курация больных студентами, участие в консультативной работе вместеспреподавателем. Присовместном осмотре тематического больного преподаватель контролирует работу студентов у постели пациента при сборе жалоб, анамнеза жизни и заболевания, нацеливает на правильную формулировку уточняющих вопросов о состоянии пациента.
Следующим этапом является осмотр больного, который проводится студентами в соответствии с ранее освоенными на других терапевтических кафедрах пропедевтическими приемами – осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Студент учится самостоятельно проводить дифференциальную диагностику заболеваний, имеющих схожие симптомы и синдромы, формулировать диагноз путем исключения другой патологии.
Эти приобретаемые знания, умения, навыки в дальнейшем будут способствовать совершенствованию, самостановлению в профессии и самоактивизации студента как будущего специалиста любого профиля [2]. Самостоятельная курация закрепленных за студентами больных под контролем преподавателя позволяет применять полученные навыки, умения, знания для собственной научной и практической деятельности.
Помимо этого традиционного подхода к практической работе студентов, существует еще один -инновационный с применением информационно-компьютерных технологий (ИКТ). ИКТ как интегрированное средство обучения могут оказать воздействие на усвоение знаний, содержание обучения и четко определить взаимосвязь между дисциплинами, на функции преподавателя и организацию работы высшего образовательного учреждения в целом [3].
В настоящее время на кафедре широко используется мультимедийная аппаратура как в ходе изложения лекционного материала, так и при проведении практических занятий. Иллюстрация лекционного материала слайдами позволяет более наглядно демонстрировать студентам теоретический материал, принципы построения диагноза, клинические примеры.
Использование ИКТ на практических занятиях реализуется в нескольких вариантах. Во-первых, при разборе темы «Дифференциальная диагностика приобретенных и врожденных пороков сердца» прослушивание соответствующих феноменов (шумов, тонов) наряду с клиническим разбором конкретного пациента обеспечивает дополнительное закрепление полученных практических навыков. Аналогичные методики используются и при разборе пациентов с заболеваниями легких. Во-вторых, существующие методики ИКТ позволяют визуализировать на занятиях основные патофизиологические механизмы развития некоторых состояний и заболеваний, например, формирования атеросклеротической бляшки, механизмов нарушения функции почек ит.д. В-третьих, ИКТ используются на занятиях для визуализации структурных изменений в органах при различных нозологиях: гипертрофической кардиомиопатии, пороках сердца и др. В-четвертых, с помощью слайдового материала проводится анализ различных клинических случаев (пациенты с «редкими» нозологиями
– диффузные болезни соединительной ткани, инфекционный эндокардит и т.д.). Такие разборы помогают проанализировать клиническую симптоматику, результаты дополнительных методов исследования, правильно выделить синдромы и сформулировать диагноз, составить план лечения. Более того, представление таких пациентов может проводиться и самостоятельно группой студентов с последующим обсуждением на занятии при поддержке преподавателя.
Таким образом, тенденции настоящего времени диктуют необходимость применения при обучении студентов в медицинском вузе наряду с традиционными, хорошо зарекомендовавшими себя методиками преподавания и активного использования современных информационно-компьютерных технологий. Такая ассоциация методик обеспечивает более глубокий уровень познания дисциплины, максимальное приближение и адаптацию студента к будущей реальной клинической практике.
Библиографическая ссылка
Скибицкий В.В., Породенко Н.В., Фендрикова А.В., Скибицкий А.В. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 268-270;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4796 (дата обращения: 22.11.2024).