Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего профессионального образования. Поэтому практическое овладение механизмами управления качеством подготовки студентов является ключевой проблемой для преподавателей кафедры госпитальной терапии нашего ВУЗа, требующей от преподавателя не только профессиональных, но и конкретных навыков работы в этой области. Основной задачей практической подготовки студентов на кафедре является научение их методам клинического обследования больного, формирования у них клинического мышления.
Проведенные в течение нескольких лет наблюдения за умением студентов на практике применять практические навыки показали целесообразность следующей последовательностиэтогопроцесса:
- Опережающий график чтения лекций с соблюдением принципов интегративно-модульного метода, закрепления полученных теоретических знаний на практическихзанятияхсежедневнымконтролем.
- Изучение студентами практических навыков на занятиях.
- Отработка и совершенствование их в «Центре практических навыков» нашего вуза.
- Закрепление умений студентов в течение семестра на итоговых занятиях с использованием тестового контроля, которые засчитываются только при условии достаточных теоретических знаний студента и уверенного выполнения практических навыков.
- Проведение итогового занятия по практическим навыкам в конце курации и обязательный их контроль при сдаче экзаменов.
Основными задачами практических занятий на кафедре являются освоение студентами методологии работы с больными, развитие их клинического мышления, углубление теоретических знаний. Решение этих задач при работе со студентами достигается преподавателем в двух направлениях. Во-первых, это организация и проведение текущих клинических разборов на практических занятиях, аво-вторых, создание условий для самостоятельной работы студентов VI курсапутемежедневной курации 4-6 больных, написания истории болезни студентами V курса, являющейся, по сути, его отчетом о выполненной работе с обязательной её защитой на практическом занятии.
Возможность увеличения студенческой аудитории, занимающейся самостоятельно в группе, заложена в обсуждении курируемого тематического больного, позволяющем привлекать каждого студента для высказывания им своей точки зрения по поводу диагноза, плана обследования, лечения больных: при этом преподаватель может судить о степени самоподготовки студентови ихумениианализировать, правильно интерпретировать лабораторные, рентгенологические, ЭКГ и УЗ-данные, строить диагностический процесс, быть логичными и доказательными.
Второе направление работы– организация клинического наблюдения студента за больным, оформление «зачетной» истории болезни. Как правило, в процессе работы устудента возникают деонтологические, методологические и прочие трудности. Важная роль в их устранении принадлежит преподавателю, который своевременно приходит на помощь, корректируя ошибки, но избегая при этом чрезмерной опеки. Помощь оказывают и разработанные на кафедре методические рекомендации («Важнейшие синдромы в клинике внутренних болезней», «Схема клинического обследования больного», «Граф логической структуры темы» и др.) по работе с курируемыми больными. Большую роль в закреплении студентами профессиональных навыков играют вечерние и ночные дежурства в отделениях клинических баз кафедры. Этот вид самостоятельной практической деятельности студентов способствует формированию умений и профессиональных навыков будущего врача, развитию клинического мышления. Данный вид практической деятельности студента позволяет осваивать и совершенствовать профессиональные навыки, соответствующие квалификационным требованиям будущего специалиста. Несомненную роль в подготовке врача-терапевта играет организованная научно – учебная кафедральная библиотека, компьютерная база данных ситуационных клинических задач, учебнометодических комплексов по каждой теме, мультимедийных презентаций. В качестве мотивационных стимулов, направленных на повышение заинтересованности студентов в освоении практических навыков, на кафедре используется рейтинговая система оценки успеваемости студентов, основным разделом которой является освоение студентамипрактическихнавыков. Укаждого преподавателя имеются наборы данных пара клинических исследований: рентгенограмм, электрокардиограмм, лабораторных тестов. Разработанная на кафедре система практической подготовки позволяет студентам полностью освоить необходимый объёмпрофессиональныхнавыков.
Возможности совершенствования этого раздела работы мы видим, прежде всего, в усилении мотивационных аспектов, в частности, повышении престижа профессии врача, утраченного, к сожалению, за последнее десятилетие по известным нам как объективным, так и субъективным причинам. Важным аспектом повышения качества практической подготовки студентов является её непрерывность и преемственность обучения на различных клинических кафедрах.
Библиографическая ссылка
Скибицкий В.В., Запевина В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г., Пащенко Л.С. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧА-ТЕРАПЕВТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 270-271;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4797 (дата обращения: 22.11.2024).