Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Скорикова Л.А. Баженова Н.П.

С точки зрения клинического образования в подготовке врача неоценимое значение имеет преподавание модуля дисциплины «Стоматология»

Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта нового, третьего поколения, подготовить грамотного врача – стоматолога становится возможным только в ходе изучения различных модулей стоматологической дисциплины. Задачами пропедевтики стоматологических заболеваний является преподавание студентам основ профессиональных теоретических знаний, а также получение широкого спектра мануальных навыков по всем разделам стоматологии. Преемственность в формировании практических навыков, знаний и умений в дальнейшем способствует успешному обучению студентов на смежных кафедрах стоматологического факультета. Именно на кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний начинается обучение врачей – стоматологов в профессиональном плане и закладывается фундамент их врачебной деятельности.

Согласно новым требованиям студенты впервые знакомятся со стоматологией на 1 курсе, когда начинают изучать модуль «Пропедевтика» дисциплины «Стоматология» во II семестре. Необходимо отметить, что из раздела пропедевтики исключен модуль «Материаловедение», гдеполучаютпредставление об основах стоматологических материалов, иххимических, физическихи технологическиххарактеристиках, систематизируя порядок изучения. Результатом явилась возможность более детально и конкретно на пропедевтике уделять внимание практическому применению широкого спектра материалов и методик лечения, используемых в стоматологии.

Проведение занятий по пропедевтике запланировано согласно учебному плану один раз в неделю. Определена схема занятия, чтобы получить целостное восприятие изучаемого материала. Начинается оно с проверки задания для самостоятельной подготовки в тетрадях, что позволяет не только оценить предварительный потенциал, но и определить индивидуальное желание студента к дальнейшей работе на занятии. Затем проводится устный опрос всех студентов. Освободить достаточную долю учебного времени и уделить больше внимания практической части помогает контроль исходного уровня знаний методом тестирования. Основное время посвящено отработке практических навыков на фантомах. Работа своими руками позволяет восполнить пробелы в теоретических знаниях, выявленных при начальном опросе. В конце занятия студенты отчитываются по результатам выполненной работы. Поэтому на каждом занятии студент получает две оценки: за теорию и практику. Чтобы ускорить и облегчить студентам обучение поспециальности, коллективом кафедры издано методическое пособие к практическим занятиям по пропедевтике, где подробно изложен необходимый материал, дополненный большим количеством иллюстраций. В конце каждого занятия обязательно указывается перечень мануальных навыков, которые студент должен усвоить в процессе обучения на данной практической части занятия.

Большое внимание уделяется ролевым играм как средству повышения качества практической подготовки студентов. Например, при обследовании больного все студенты разбиваются на пары, вкоторых одиниграет роль врача, другой – пациента. Каждой паре дается задание, в процессе студенты сами моделируют ситуацию, предложенную по теме. Студент, исполняющий роль врача, докладывает данные объективного обследования и выполняет все необходимые манипуляции на условном пациенте (пальпация, зондирование, перкуссия). После выполнения необходимого минимума практических навыков происходит обмен ролями. Остальные студенты принимают активное участие в обсуждении, делают замечания, вносят предложения, дополнения. Каждый из студентов поочередно выступает в роли врача. Преподаватель контролирует и корректирует практическую деятельность студентов.

Преподавание пропедевтики стоматологических заболеваний проводят ассистенты и доценты – кандидаты медицинских наук, имеющие первую и высшую квалификационные категории. Начинается обучение во II семестре с изучения организации и оснащения стоматологического кабинета, стоматологического оборудования и инструментария, основных принципов и методов стерилизации, разбораанатомо-физиологических особенностей зубов и жевательного аппарата, гистологического строения тканей челюстно-лицевой области, методам обследования стоматологического больного. Потом студенты начинают изучать основы пропедевтики терапевтической стоматологии-препарирование и пломбирование кариозных полостей, ортопедической стоматологии -препарирование под различные виды ортопедических конструкций и клинико-лабораторные этапы их изготовления. Указанная тематика заканчивается в III семестре. Следующий ряд занятий посвящен эндодонтии. Заканчивается изучение пропедевтики обучением основам хирургической стоматологии: видам анестезий, наложению швов, удалению зубов и методам иммобилизации переломов челюстей.

Основное время занятия уделяется практической части, которая включает освоение мануальных навыков на фантомах. Кафедрой индивидуально предоставляются гипсовые фантомы. Хорошо зарекомендовали себя пластмассовые фантомы с пластмассовыми зубами в виде зубного ряда. Для препарирования студентам предоставляются микромоторы с наконечниками, обеспечивается запасборов. Занятия по отработке мануальных навыков препарирования кариозных полостей различных классов по Блеку чередуются с занятиями по пломбированию этих отпрепарированных полостей. На данных занятиях студентам предоставляется весь необходимый для пломбирования инструментарий, а также широкий спектр современных пломбировочных материалов. Результатом подобного подхода является не только отработка навыков по наложению лечебных и изолирующих прокладок, постоянных пломб, но и самостоятельно грамотный выбор пломбировочного материала. На занятиях по изучению пломбировочных материалов будущие врачи не только теоретически запоминают достоинства и показания к применению того или иного материала, но в обязательном порядке осваивают методики пломбирования, поскольку от этого в значительной степени зависит качество работы.

Студенты учатся сначала снимать оттиски с фантомов челюстей, затем тренируются друг на друге. Одонтопрепарирование под различные виды ортопедических конструкций проводится на гипсовых фантомах, затем на фантомах с пластмассовыми зубами. Преподаватель оценивает, когда тот или иной студент сможет работать в более сложных условиях. Студенты обрабатывают зубы под различные виды коронок. Зубными техниками изготовлены модели с демонстрацией клинико-лабораторных этапов изготовления различных видов искусственных коронок и мостовидных протезов.

После освоения работы на фантомах вне полости рта задача усложняется. Студенты начинают работать в фантомном классе, который укомплектован фантомами головы человека. Процесс препарирования на фантоме максимально приближен к работе в полости рта пациента. Студенты препарируют и пломбируют кариозные полости, обрабатывают зубы под различные виды коронок в фантомной полости рта человека, фиксируя инструментами мягкие ткани полости рта, чтобы не повредить их.

Следующим этапом изучения является довольно сложный раздел – эндодонтия. Эндодонтия предполагает работу в корневых каналах, которая всегда является наиболее трудоемкой и ответственной. Для полноценной отработки эндодонтических мануальных навыков ежегоднокафедрой изготавливаются гипсовые фантомы с удаленными натуральными зубами для выполнения эндодонтических работ: раскрытию полости различных групп зубов, инструментальной обработке и пломбированию корневых каналов. Будущие врачи не только осваивают технику препарирования естественных тканей зуба, но и получают реальные, не только теоретические знания по анатомии, топографии полостей зубов и другие профессиональные знания. В этом заключаются преимущества таких фантомов. Кроме эндодонтических фантомов каждому студенту выдаются эндодонтические инструменты и материалы для пломбирования корневых каналов. Фантомы предоставляются индивидуально и помогают получить первоначальные практические навыки работы в полости зуба и корневых каналах.

Начиная с прошлого учебного года, занятия по пропедевтике проводятся параллельно в фантомном классе Центра практических навыков КубГМУ. Он создан специально для обучения студентов-стоматологов и оснащен современным оборудованием, инструментарием. В классе есть микромоторы и турбинные установки, полимеризационные лампы, вибростолик, формы для заливки моделей и др. Приобретены в достаточном количестве современные пломбировочные материалы(цементы, композитысветового и химического отверждения), оттискные массы в ассортименте, наборы боров для препарирования кариозных полостей и обработки зуба под различные виды ортопедических конструкций. Каждый студент имеет возможность работать индивидуально. Фантомный класс предоставил для препарирования кариозных полостей и обработки зубов под ортопедические конструкции индивидуальные фантомы челюстей и фантомы головы человека. Для индивидуальной работы студенты также отливают индивидуально фантомыизсупергипса. Работаютстуденты в защитных очках, перчатках, масках, предоставленных фантомным классом. Руководство класса регулярно обеспечивает восполнение израсходованных материалов, инструментария и др.

Углублению освоения практических навыков способствует работа на фантоме -тренажере. На пластмассовых фантомах, специально изготовленных для пропедевтики хирургической стоматологии, студенты тренируются в различных видах шинирования. Изготовлены также фантомы для ушивания ран. Для более качественного усвоения техники анестезий используются фантомы головы человека. Предоставлен полный спектр щипцов для удаления зубов верхней и нижней челюстей.

Аудитории для занятий оборудованы микромоторами и наконечниками для препарирования, инструментарием, фантомами, телевизорами для просмотра учебных видеофильмов, стендами.

Лаборанты кафедры под контролем преподавателей следят за техническим обеспечением проводимых занятий. Производится регулярно учет и текущий ремонт оборудования. По необходимости пополняется запас материалов и инструментария для пломбирования кариозных полостей и корневых каналов, инструментария для первичного осмотра полости рта и выполнения стоматологических манипуляций, проволоки для шинирования, шовногоматериала, слепочныхмассигипсадля снятия слепков, боров для препарирования кариозныхполостейиобработкизубовпод различныевидыортопедическихконструкций. Для контроля за степенью освоения студентами мануальных навыков каждый семестр студенты ведут дневники учета практических навыков по пропедевтике, которые разработаны ассистентами кафедры и изданы типографским способом.

В конце III семестра студенты проходят тестовый контроль по всем разделам пропедевтики в отделе компьютерных технологий медицинского университета. Тесты, подготовленные на кафедре, охватывают весь материал и позволяют получит ьпредварительную оценку усвоения модуля дисциплины, выявить степень грамотности. Компьютерное тестирование предлагает быстрый и объективный анализ знаний, но вместе с тем не дает в полной мере оценить творческий подход к изучению специальности.

Экзамен по пропедевтической стоматологии проходит в помещениях кафедры. Накануне экзаменов проходят консультации по всем разделам, на которых преподаватели-экзаменаторы освещают заданные студентами вопросы. На экзамене ответ студента состоит из двух частей. Сначала дается ответ на теоретическую часть вопроса, затем студент должен продемонстрировать знания по мануальным навыкам. Будущие врачи заполняют зубные формулы, показывают инструментарий для работы в клинике терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии, анатомию зубов и челюстно-лицевой области. Итоговая оценка складывается по результатам ответов по всем вопросам.

На стендах содержится вся необходимая учебная информация по изучаемым дисциплинам. Вывешиваются в каждом семестре вопросы к практическим занятиям и лекциям, а в конце III семестра – вопросы к курсовому экзамену по пропедевтике, расписание консультаций и экзаменов, критерии экзаменационных оценок. Перечень всего спектра мануальных навыков помещен единым блоком на информационных стендах по разделам и дисциплинам, изучаемым на кафедре.

Преподаватели кафедры имеют большой опыт практической работы: ведут прием пациентов и выполняют запланированную лечебную нагрузку. Также они регулярно проходят циклы повышения квалификации по педагогике, по специальности; большинству присвоена высшая квалификационная категория.

Кафедра пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний в новых условиях модернизации высшего профессионального образования успешно справляется с задачей обучения потенциальных врачей – стоматологов основам специальности, позволяет сформировать базу необходимых в работе профессиональных навыков.


Библиографическая ссылка

Скорикова Л.А., Баженова Н.П. МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 274-277;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4799 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674