В настоящее время в Российской Федерации реализуются национальные проекты, направленные на системные преобразования в ряде отраслей. В их число входит национальный проект «Здоровье», который предполагает повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение условий труда медицинских работников. В рамках данного проекта предусматривается усиление первичной медико-санитарной помощи, раннее выявление заболеваний, повышение доступности высокотехнологических видов медицинской помощи, развитие диспансеризации и профилактикизаболеваний.
Большое значение вулучшении качества медицинской помощи отводится первичному звену, роль которого заключается враннемвыявлениизаболеваний, оказании неотложной медицинской специализированно йпомощи. Проблемы, стоящие перед практическим здравоохранением, требуют подготовки специалистов соответствующего профессионального уровня.
Одной из задач практической неврологии является проведение своевременного адекватного лечения острых нарушений мозгового кровообращения. Современные патогенетические представления развития мозгового инсульта требуют ранней диагностики, организации срочной медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, преемственности терапии вовсехпериодахзаболевания.
В России разработана система поэтапного оказания медицинской помощи пациентам с мозговым инсультом:
I. Догоспитальный этап (специализированные неврологические и линейные бригады скорой медицинской помощи);
II. Этап интенсивной терапии(отделения нейрореанимации, блоки интенсивной терапии, нейрохирургические отделения);
III. Этап восстановительного лечения:
-неврологические отделения общего или сосудистого профиля;
-реабилитационные отделения и центры;
IV. Диспансерный этап (районный невролог и терапевт).
Учитывая социальную значимость последствий острых нарушений мозгового кровообращения (высокая летальность, стойкая утрата трудоспособности), министром здравоохранения РФ В.И.Скворцовой поставлена задача сокращения сроков «терапевтического окна» с3 – 6 часов до 40 минут от начала ишемического инсульта. Это обусловлено тем, что адекватная терапия в первые минуты и часы нарушения церебрального кровотока способна уменьшить размер очага поражения, а поптоз мозговых клеток. «Терапевтическое окно» – границы временного периода, внутри которого снаибольшей эффективностью могут проводиться лечебные мероприятия.
В этих условиях перед учреждениями как высшего, так и среднего медицинского профессионального образования стоят задачи повышения качества подготовки специалистов, владеющих как профессиональными, так и общим и компетенциями.
Догоспитальный этап медицинской помощи больным с мозговым инсультом осуществляется линейным и бригадами скорой помощи. Учитывая структуру работы скорой медицинской помощи: в сельской местности – одноуровневая (фельдшерская), в городской местности – двух-и трехуровневая (смешанная: врачебные бригады и фельдшерские бригады), важной задачей медицинских колледжей является подготовка специалистов лечебного дела среднего звена, способных оказать профильную (неврологическую) медицинскую помощь в адекватном объеме. Фельдшера скорой помощи должны владеть такими профессиональными компетенциями, как проведение ранней диагностики нарушений мозгового кровообращения, определение тактики веденияпациента, владение стандартами оказания дифференцированной медикаментозной терапии, принятие ответственности за результат профессиональной деятельности, оформление медицинской документации, оказание психологической поддержки пациенту и его окружению, способность эффективно работать в команде.
Решение этой задачи предъявляет серьёзные требования к образовательному процессу, как к его содержанию, так и методикепреподавания.
Учебным планом, предлагаемым ФГОС, в МДК 02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля» на раздел «Лечение пациентов неврологического и психиатрического профиля» отводится 78 часов аудиторного времени и 39 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Проведение производственной практики в неврологических отделениях лечебнопрофилактических отделений планируется осуществить в течение 36 часов.
В отведенный период учебного времени изучение предмета может носить лишь ознакомительный характер. Для приобретения устойчивых навыков диагностики неврологической патологии, оказания адекватной медицинской помощи, оформления медицинской документации, организации специализированного сестринского ухода студентам, кроме теоретических знаний, необходим пролонгированный контакт с пациентами в отделениях сосудистой неврологической патологии, что возможно при увеличении сроков производственной практики. В содержательную часть практического обучения целесообразно включать элементы научно-исследовательской деятельности, завершающим этапом которой может быть защита курсовой работы или представление доклада на научно-практическойконференции.
Исследовательская работа, предполагающая динамическое наблюдение за клиническим состоянием пациентов, мотивирует студентов на углубленное изучение предмета, способствует формированию профессиональных компетенций, направленных на самостоятельную эффективную деятельность, достижение конкретного результата в лечебном и реабилитационном процессах, стимулирует профессиональное и личностное развитие.
Подготовка фельдшеров для специализированных неврологических бригад скорой помощи может осуществляться в рамках курсов специализации на рабочих местах. Под непосредственным руководством опытных специалистов, входящих в состав неврологических бригад скорой помощи (врачей-неврологов, фельдшеров), происходит формирование навыков работы в команде, коммуникации, развивается способность принимать ответственные решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оценивать эффективность и качество лечебных мероприятий.
Таким образом, при многоступенчатой системе образовательного процесса осуществляется принцип преемственности и последовательности подготовки специалистов, способных решать задачи практического здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Смирнова О.И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ФЕЛЬДШЕРОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ БРИГАД СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 280-282;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4801 (дата обращения: 22.11.2024).