Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Табатадзе Т.Р. Панжинская Н.Н. .Сосновская А.К Коваленко Е.Р.

Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, вопрос подготовки медицинских средних медицинских работников является приоритетным. Модернизация здравоохранения, адаптация к рыночным условиям диктуют образовательным учреждениям необходимость усиления практикоориентированной и инновационной направленности подготовки конкурентоспособных выпускников, их трудоустройство и закрепление на рабочем месте. Это позволит удовлетворить потребности отрасли в целом и отдельного работодателя – учреждений здравоохранения.

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и объективные условия реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского колледжа должен владеть, помимо теоретических знаний, регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. До настоящего времени освоение большинстваизнихбыловозможнолишьвтеоретическомформате, что связано как с рисками возможных осложнений при выполнении определенных медицинских манипуляций, так и сэтическими и правовыми нормами.

В настоящее время Краснодарский краевой базовый медицинский колледж успешно реализует внедрение в образовательный процесс медицинских колледжей Кубани инновационную технологию симуляционного обучения с помощью имитаторов пациента. Для этого в колледже создан мобильный симуляционный центр, оснащенный муляжами, анатомическими моделями, а также манекенами и современными симуляторами, имеющими физиологические характеристики живого человека (более 30 наименований). Предметом особой гордости являются многофункциональные манекены, относящиеся к имитаторам высшего класса: мобильный манекен имитации родов с беспроводным управлением Noelle V и имитатор новорожденного SimBaby, которые не только реалистично повторяют черты человека, но и имитируют основные клинические проявления критических состояний, являются интерактивными, реагирующими на правильные или неточные медицинские манипуляции, обладающие способностью издавать звуки, отвечать на вопросы студентов.

Интеграция информатизации и имитационного обучения в образовательный процесс предоставляет новые возможности для преподавателей учить эффективнее, а для студентов -учиться безопасно и с минимальным риском для пациентов.

В симуляционном центре имеется несколько рабочих зон, в которых студенты могут отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и за ребенком.

Первая зона дает возможность отработать умение ухода за новорожденным и ребенком до года. Будущие медицинские сестры могут пеленать, кормить младенца, атакже купать его в настоящей ванночке.

В следующей зоне отрабатываются более сложные медицинские манипуляции. Здесь студенты учатся пунктировать вены ипромывать кишечник, делать внутримышечные инъекции и бережно перекладывать лежачего пациента.

К сожалению, в медицинской практике бывают ситуации, когда средний медицинский работник, находящийся в стационаре ближе всех к пациенту, должен быть готовым первым прийти на помощь больному при внезапной остановке сердца и дыхания. Поэтому третья зона имитационного кабинета предназначена для отработки на манекенах практического опыта сердечно-легочной реанимации.

Необходимо подчеркнуть, что при имитационном обучении профессиональное действие может быть неоднократно повторено обучающимся для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Кроме этого, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения на базе симуляционного центра студенты старших курсов медицинских колледжей могут проходить учебную практику.

Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановкеизнаетобэтом. Главноепреимущество такого обучения – полнота и реалистичность моделирования его объекта. Самые большие проблемы, как правило, выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму и на первый план выступает отработанность действий. Данная технология дает возможность приобрести необходимые теоретические и практические знания, не нанося урон здоровью человека.

Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множестваситуаций: научить работе в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, выработать командное взаимодействие и координацию, оценивать эффективность собственных действий. При этом система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному, начиная от манипуляционной техники, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях.

Вовремяотработкинавыковоказания неотложной помощи каждый из студентов попробует себя в различных ролях:

-специалист, руководящий проведением первой помощи,

-член команды специалистов, оказывающей помощь,

-специалист, оказывающий помощь самостоятельно.

За два года работы мобильного симуляционного центра преподавателями колледжа накоплен определенный педагогический опыт, которым они охотно делятся с коллегами из других медицинских колледжей Краснодарского края, приезжая для проведения мастер -классов по неотложной помощи. Так, в сентябре 2012г. был проведен мастер-класс в ГБОУ СПО «Горячеключевской медицинский колледж» и в городе Славянск – на – Кубани в филиале ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж».

Во время выездных занятий преподаватели на современных манекенах демонстрируют различные технологии оказания медицинских услуг: неотложная помощь при остановке сердца и дыхания, асфиксии, удалении инородного тела из дыхательных путей, освоение навыков спасения на воде, катетеризация мочевого пузыря мужчины и женщины, ежедневный туалет новорожденного. Затем студенты самостоятельно под контролем преподавателя нашего колледжа отрабатывают выполнение сестринских манипуляций на тренажерах-манекенах. На тренажере аускультации прослушивают шумы сердца и легких с помощью специального стетоскопа– SmartScope. Тренажеры и симуляторы мобильного центра позволяют овладевать мануальными навыками экстренной медицины, родовспоможения, оперативных вмешательств, ухода за больными взрослыми и детьми, диагностическими и лечебными манипуляциями.

Преподавтелями колледжа создано комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на баземобильного симуляционногоцентра.

Симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Табатадзе Т.Р., Панжинская Н.Н., .Сосновская А.К, Коваленко Е.Р. СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 288-290;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4804 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674