Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, вопрос подготовки медицинских средних медицинских работников является приоритетным. Модернизация здравоохранения, адаптация к рыночным условиям диктуют образовательным учреждениям необходимость усиления практикоориентированной и инновационной направленности подготовки конкурентоспособных выпускников, их трудоустройство и закрепление на рабочем месте. Это позволит удовлетворить потребности отрасли в целом и отдельного работодателя – учреждений здравоохранения.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и объективные условия реальной практики в здравоохранении диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского колледжа должен владеть, помимо теоретических знаний, регламентируемым объемом практических умений и опытом практической деятельности. До настоящего времени освоение большинстваизнихбыловозможнолишьвтеоретическомформате, что связано как с рисками возможных осложнений при выполнении определенных медицинских манипуляций, так и сэтическими и правовыми нормами.
В настоящее время Краснодарский краевой базовый медицинский колледж успешно реализует внедрение в образовательный процесс медицинских колледжей Кубани инновационную технологию симуляционного обучения с помощью имитаторов пациента. Для этого в колледже создан мобильный симуляционный центр, оснащенный муляжами, анатомическими моделями, а также манекенами и современными симуляторами, имеющими физиологические характеристики живого человека (более 30 наименований). Предметом особой гордости являются многофункциональные манекены, относящиеся к имитаторам высшего класса: мобильный манекен имитации родов с беспроводным управлением Noelle V и имитатор новорожденного SimBaby, которые не только реалистично повторяют черты человека, но и имитируют основные клинические проявления критических состояний, являются интерактивными, реагирующими на правильные или неточные медицинские манипуляции, обладающие способностью издавать звуки, отвечать на вопросы студентов.
Интеграция информатизации и имитационного обучения в образовательный процесс предоставляет новые возможности для преподавателей учить эффективнее, а для студентов -учиться безопасно и с минимальным риском для пациентов.
В симуляционном центре имеется несколько рабочих зон, в которых студенты могут отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и за ребенком.
Первая зона дает возможность отработать умение ухода за новорожденным и ребенком до года. Будущие медицинские сестры могут пеленать, кормить младенца, атакже купать его в настоящей ванночке.
В следующей зоне отрабатываются более сложные медицинские манипуляции. Здесь студенты учатся пунктировать вены ипромывать кишечник, делать внутримышечные инъекции и бережно перекладывать лежачего пациента.
К сожалению, в медицинской практике бывают ситуации, когда средний медицинский работник, находящийся в стационаре ближе всех к пациенту, должен быть готовым первым прийти на помощь больному при внезапной остановке сердца и дыхания. Поэтому третья зона имитационного кабинета предназначена для отработки на манекенах практического опыта сердечно-легочной реанимации.
Необходимо подчеркнуть, что при имитационном обучении профессиональное действие может быть неоднократно повторено обучающимся для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Кроме этого, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения на базе симуляционного центра студенты старших курсов медицинских колледжей могут проходить учебную практику.
Симуляционное обучение – это организация учебного процесса, при котором студент действует в имитированной обстановкеизнаетобэтом. Главноепреимущество такого обучения – полнота и реалистичность моделирования его объекта. Самые большие проблемы, как правило, выявляются в области осуществления реанимации и ведения пациента в экстренных ситуациях, когда время для принятия решения сводится к минимуму и на первый план выступает отработанность действий. Данная технология дает возможность приобрести необходимые теоретические и практические знания, не нанося урон здоровью человека.
Гибкость системы позволяет применять ее для обучения и моделирования множестваситуаций: научить работе в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, выработать командное взаимодействие и координацию, оценивать эффективность собственных действий. При этом система обучения построена на методе получения знаний от простого к сложному, начиная от манипуляционной техники, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях.
Вовремяотработкинавыковоказания неотложной помощи каждый из студентов попробует себя в различных ролях:
-специалист, руководящий проведением первой помощи,
-член команды специалистов, оказывающей помощь,
-специалист, оказывающий помощь самостоятельно.
За два года работы мобильного симуляционного центра преподавателями колледжа накоплен определенный педагогический опыт, которым они охотно делятся с коллегами из других медицинских колледжей Краснодарского края, приезжая для проведения мастер -классов по неотложной помощи. Так, в сентябре 2012г. был проведен мастер-класс в ГБОУ СПО «Горячеключевской медицинский колледж» и в городе Славянск – на – Кубани в филиале ГБОУ СПО «Новороссийский медицинский колледж».
Во время выездных занятий преподаватели на современных манекенах демонстрируют различные технологии оказания медицинских услуг: неотложная помощь при остановке сердца и дыхания, асфиксии, удалении инородного тела из дыхательных путей, освоение навыков спасения на воде, катетеризация мочевого пузыря мужчины и женщины, ежедневный туалет новорожденного. Затем студенты самостоятельно под контролем преподавателя нашего колледжа отрабатывают выполнение сестринских манипуляций на тренажерах-манекенах. На тренажере аускультации прослушивают шумы сердца и легких с помощью специального стетоскопа– SmartScope. Тренажеры и симуляторы мобильного центра позволяют овладевать мануальными навыками экстренной медицины, родовспоможения, оперативных вмешательств, ухода за больными взрослыми и детьми, диагностическими и лечебными манипуляциями.
Преподавтелями колледжа создано комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса на баземобильного симуляционногоцентра.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Табатадзе Т.Р., Панжинская Н.Н., .Сосновская А.К, Коваленко Е.Р. СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 288-290;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4804 (дата обращения: 23.11.2024).