Динамика профессионального становления студентов в стремительно изменяющемся мире является одним из наиболее важных показателей качества обучения в высшей школе. Задачи высшего образования в настоящее время существенно переформулированы – от будущего специалиста требуется не просто усвоение суммы необходимых знаний, умений и навыков, но и приобретение определенных профессиональных компетенций, то есть способности и возможности выполнять на требуемом уровне профессионализма определенную деятельность, связанную с решением поставленных задач.
Проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения предлагает следующие компетенции для выпускников высших учебных заведений: социально-личностные, экономические, организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные компетенции [8]. Именно компетентностный подход расставляет акценты на специфической целезаданности образовательного процесса. Профессиональная направленность врача понимается как системообразующий фактор, который интегрирует основные свойства личности специалиста-медика, включающие склонность к занятиям медицинскойпрактикой, гуманизм, увлеченность профессиональной деятельностью, общительность, желание работать с людьми, отзывчивость. Исследователи (О.С. Белокрылова, В. Квин, В.Д. Симоненко, и др.) убедительно показали, что рыночная экономика сама по себе не несет нравственного начала [1, 2, 3]. Это диктует необходимость определения содержания, путей и способов нравственного воспитания будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки. Обществу нужны люди с новой психологией, высокой адаптивностью к социокультурной среде, профессионализмом [4, 5, 6]. Таким образом, доминирующим становится не только приобретение профессиональныхзнаний, навыковиумений, нои формирование личностных качеств человека, способных сконцентрировать в себе тот эмоционально-нравственный фон, который отражает отношение человека к выбранной врачебной специальности. Креативность личности, ее творческий и интеллектуальный потенциал представляют собой базовые механизмы дальнейшей самореализации [7, 8].
В современных условиях востребован специалист, обладающий гибкостью и мобильностью мышления, способный принимать самостоятельные решения, преобразовывать социальную среду и свою профессиональную деятельность, одним словом компетентный [9].
Ежегодно профессорско-преподавательским составом кафедры проводятся элективные курсы для студентов лечебного, стоматологического, педиатрического и медико-профилактического факультетов по актуальным вопросам дерматовенерологии. Его посещают около 300 человек, из которых 60% студенты 4 курса, 40% составляют учащиеся 5 и 6 курсов. Формы обучения на элективе ориентированы на инновационные педагогические технологии и проводятся в виде дискуссий, бесед, интерактивных лекций. Специальные курсы, позволяют раскрыть дисциплину гораздо шире, чем рамки обязательной программы по дерматовенерологии, заинтересовать в предмете, что играет существенную роль в выборе будущей специальности и личностном самоопределении.
Важным звеном в формировании клинических и научно-исследовательских навыков является работа студенческого научного кружка (СНК). На кафедре дерматовенерологии ежегодно занимаются около 35 студентов-кружковцев IV-VI курсоввсехфакультетов, заисключениемстоматологического. СНК проводится один раз в месяц по типу тематических конференций, клинических разборов, реферативных и научных сообщений с мультимедийными презентациями студентов по обсуждаемым вопросам. Распределение тем индивидуальной работы проводится с учетом научно-исследовательской работы кафедры, актуальности проблемы, ее социальной значимости. В процессе работы над докладами студенты учатся реферировать литературу, расширяют свой кругозор, приобретают навыки публичного выступления. Преподаватели кафедры выступают с дополнениями, что способствует дискуссии по различным аспектам выбраннойтемы, позволяет создавать значительный теоретический багаж знаний и формировать у будущего специалиста постоянную потребность совершенствоваться. Активные студенты не ограничиваются выступлениями на заседаниях СНК. Они принимают участие в ежегодной научной студенческой конференции, а также в межвузовских и всероссийских мероприятиях для молодых ученых.
Так, кружковцы принимают участие не только в обходах вместе с преподавателями, но и в обсуждении физического состояния больного, находящегося на лечении в стационарном отделении кожно-венерологического диспансера. Безусловно, такой опыт способствует расширению практических навыков обучаемых. В ряде случаев студенты являются кураторами больного, докладывают егоанамнез, демонстрируютособенности кожного патологического процесса, проводят дифференциальную диагностику с другими нозологическими формами. На основании полученных данных учащиеся пытаются обосновать собственную концепцию предварительного диагноза и трактовать результаты проведенных дополнительных исследований. Осмотр заканчивается формулировкой полного развернутого клинического диагноза, основанного на результатах всеобщего обсуждения, и составлением плана лечения, а также определением прогноза относительно исхода заболевания у данного больного. Такой подход, на наш взгляд, формирует и развивает клиническое мышление.
Интересным направлением работы СНК является активное привлечение студентов к научным исследованиям кафедры. Анализ полученных результатов, изучение научной литературы, обобщениематериала, написаниенаучныхстатей развивает такие качества личности студентов, каквладениеметодамиполучения и переработки информации, способность к самостоятельному и инициативному решению проблем, коммуникабельность, креативность. Первая печатная работа стимулирует устойчивый интерес к науке. Это формирует личностные компетентности, которые могут стать основой дальнейшего профессионального становления молодого специалиста.
Практическивсе “вчерашние” студенты-кружковцы, выпускники лечебного и педиатрического факультетов, после окончания вуза продолжают обучение в клиническойинтернатуреилиординатуре поспециальности“Дерматовенерология”. За последние три года 30% выпускников Кубанского государственного медицинского университета продолжили обучение на кафедре. Анализ показателя трудоустройства по специальности выпускников нашей кафедры составляет около 98%.
Таким образом, проводимая на кафедре работа показала эффективность и целесообразность выбранного профессионально ориентированного обучения дерматовенерологии студентов вуза. Данный подход является эффективным в планеовладенияопределеннымипрофессионально значимыми умениями и способствует формированию эмоциональноценностного отношения к предмету уже с 4 курса.
Участие студентов в элективном курсе СНК способствует формированию творческого научного и клинического мышления, позволяет расширить медицинский кругозор, пробуждает интерес к научно-исследовательской работе и является важным звеном в подготовке и воспитании квалифицированных врачей дерматовенерологов для практического здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Тлиш М.М., Катханова О.А., Кузнецова Т.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 297-299;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4808 (дата обращения: 14.11.2024).