Межпредметная интеграция в образовании имеет исторические традиции и, в то же время, является значительным инновационнымдвижениемсовременной дидактики [1]. Организация образования на межпредметной основе имеет истоки и в системе традиционного образования, однако активное развитие интегративных процессов в современной науке, политике, экономике, существенное ускорение темпов развития социальной жизни в целом и образования в частности актуализирует данную задачу
Если рассматривать интеграцию как изолированное понятие, абсолютно противоположное дифференциации, т.е. без связи с дифференциацией, являющейся ее диалектическим единством, то тогда интеграцию трудно отличить от категории “объединение”. Поэтому рассмотрение интеграции вне ее существенной связи с дифференциацией приводит к девальвации интеграции как самостоятельного научного понятия [1].
В связи с принятием новых стандартов и требованиями к профилю образования преподавателей, которое должно соответствовать преподаваемым дисциплинам, обострилась проблема преподавания медицинского права и биоэтики в медицинских вузах, не имеющих соответствующих кафедр и сертифицированных специалистов [3].
Профессорско-преподавательским составом кафедры судебной медицины КубГМУ в течение многих лет разрабатывались и совершенствовались профильные курсы «Правоведение» (с 1987 года) и «Биоэтика» (с 1999 года). Потеря наработанного потенциала нецелесообразна, поэтому в условиях перехода на стандарты третьего поколения коллектив кафедры разработал и внедрил в образовательный процесс новую дисциплину «Основы профессиональной деятельности врача», которая включена как составляющая вариативной части ФГОС ВПО.
В содержании данной дисциплины исключены общие положения правовой науки и биоэтики, а основной упор сделан на законодательном регулировании и деонтологических аспектах только профессиональной врачебной деятельности. В рабочей программе предусмотрено распределение тем в соответствии с делением содержания дисциплины на две части – общую и специальную.
В общую часть включены следующие темы: Медицинское право; Организация охраны здоровья в Российской Федерации; Основные принципы охраны здоровья; Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; Права пациентов и юридические основы их обеспечения; Реализация прав пациентов в системе прав человека на охрану здоровья и медицинскую помощь; Роль врача в современном обществе; Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников; Правовое регулирование проведения медицинских экспертиз и медицинского освидетельствования; Основы информационного права РФ и др.
Особенная (специальная) часть включаеттемы: Охрана здоровья материи ребенка, вопросы здоровья семьи и репродуктивного здоровья; Здоровье и болезнь; Внутренняя картина болезни; Врачебные ошибки и ятрогении; Правонарушения в медицине; Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правовое регулирование трансплантации органов и тканей человека; Медицинский эксперимент; Медицинские и правовые аспекты смерти, умирания и эвтаназии; Правовые и этические проблемы наркологии, венерологии и ВИЧ/СПИДа и др.
Особое внимание в программе уделено теме «Медицинское право», целью которой стало овладение студентами системой основных правовых норм, регламентирующих медицинскую деятельность. Предусмотрено рассмотрение таких аспектов, как положение медицинского права в системе современного российского права; понятие, предмет и метод медицинского права; история развития отечественного законодательства о здравоохранении; источники медицинского права РФ; состав современного законодательства об охране здоровья граждан; ФЗ 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как основной источник медицинского права; вопросы охраны здоровья, содержащиеся в ФЗ «О рекламе» и «О защите прав потребителей»; Правила предоставления платных медицинских услуг; Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и др.
В специальной части внимание студентов акцентировано на теме «Правонарушения в медицине», цель изучения которой -совершенствование умений правового анализа вопросов ответственности в сфере охраны здоровья, профессиональных и должностных преступлений в здравоохранении. Рассматриваются вопросы: классификация правонарушений медицинских работников и их причины; нарушение прав пациентов и разглашение врачебной тайны [2]; неоказание помощи больному, оставление в опасности; вред здоровью, причинение смерти или вреда здоровью по неосторожности; незаконное производство аборта; незаконные действия с наркотическими и психотропными веществами; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; должностные правонарушения и преступления и др.
Методическое обеспечение включает: разработанные тексты лекций, задания по самостоятельной работе (до 20 вариантов на студенческую группу), тестовый контроль знаний(до100 и более тестовых заданий на каждую тему), ситуационные задачи (до 300 и более задач по каждой теме). Осуществляется подготовка к изданию учебных пособий.
В целом реализуется создание мотиваций к повышению уровня правовой и деонтологической компетентности, а следовательно, качества и безопасности медицинской помощи у основного исполнителя – практикующего врача.
Проделанная работа представляет собой пример создания интегрированного курса, включающего материалы дисциплин «Правоведение», «Биоэтика» и «Судебная медицина», не дублирующего их, а дифференцированно концентрирующего материалы в профессиональном русле, что соответствует необходимости реорганизации системы непрерывного профессионального медицинского образования в России, приведения ее в соответствие с системами, принятыми в развитых странах.
Библиографическая ссылка
Травенко Е.Н., Ломакина Л.И., Породенко В.А., Бондаренко С.И., Тулендинов Д.Р. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 300-301;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4809 (дата обращения: 22.11.2024).