В настоящее время в медицине деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между врачами, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе [1, с.57].
Профессиональная деятельность врача подразумевает активное и продолжительное общение с коллегами, медицинским персоналом, пациентами и их родственниками. Умение обеспечить эффективность этого общения в соответствии с принципами этики и деонтологии во многом определяет профессионализм врача. Обучение студентов навыкам профессионального общения является неотъемлемой частью педагогического процесса на кафедре. В настоящее время в литературе достаточно полно изложены коммуникативные навыки формирования взаимоотношений между врачом и пациентом, некоторые из них применяются при проведении практических занятий и, в частности, при клинических разборах пациентов в отделениях.
Наиболее востребованными являются следующие навыки:
Умение правильно приветствовать пациента – желательно при знакомстве использовать имя и отчество больного, что способствует сохранению чувства собственного достоинства и поощряет его к участию в беседе.
Умение активно слушать пациента включает в себя использование как вербальных(словесных), такиневербальных коммуникационных приемов, позволяющих врачу показать заинтересованность в информации, получаемой от больного. Более того, активное слушание стимулирует пациента к более полным ответам на поставленные врачом вопросы, аследовательно, обеспечивает оптимальный сбор анамнеза.
Эмпатия, уважение, заинтересованность, теплота и поддержка в общении с больным настраивает последних на доверительные отношения, что в последующем обеспечивает не только оптимизацию диагностического поиска, но и высокую приверженность больного терапии. Не секрет, что одна из главных причин низкого комплаенса – недоверие к врачу. Именно взаимное уважение и доверительное общение между врачом и больным может существенно повысить приверженность лечению.
Умение найти язык общения с каждым конкретным больным позволяет не только правильно обозначить суть беседы, но и объяснить понятным языком больному его диагноз, причины, которые привели к болезни, потребность в необходимых диагностических и лечебных методиках.
Навыки сбора информации – из решающих аспектов взаимоотношений врача и больного, который состоит в способности «извлечения» информации у пациента. Не секрет, что пациент не всегда способен оценить взаимосвязь происходящих с ним изменений и возможных их причин. Задача врача – четко осознавать цель сбора информации и тактично направлять больного для получения именно необходимых для постановки правильного диагноза данных.
В ряде случаев одним из тактических ходов в общении с больным является молчание, которое способно подтолкнуть больного высказаться как можно более полно, затронуть щепетильные темы или вспомнить важную в клиническом отношении информацию.
Умение суммировать полученную информацию, анализировать ее и делать правильные выводы– одна из важнейших составляющих диагностического поиска. Способность «отсечь» второстепенную информацию и «вычленить» ключевые симптомы позволяет правильно сформулировать диагноз и обеспечить эффективный дифференциально-диагностический поиск [2, с.26-32].
Таким образом, будущему врачу для практической деятельности важныне только глубокие теоретические знания, но и умение правильно построить беседу спациентом, базирующееся на этических и деонтологических принципах.
Такие навыки на нашей кафедре активно используются и прививаются студентам на практических занятиях. В последующем применение на практике умения общения с пациентами и их родственниками значительно облегчит профессиональную деятельность врача. Более того, эти навыки обеспечат повышение доверия к специалисту, восприятие врача как хорошего профессионала, что будет способствовать приверженности пациента и высокой эффективности проводимой терапии.
Библиографическая ссылка
Фендрикова А.В., Скибицкий В.В., Сиротенко Д.В., Заболотских Т.Б., Лапшина П.И. ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 304-305;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4811 (дата обращения: 22.11.2024).