Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хоронько Л.Я. Цквитария Т.А.
1. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING)/Под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 211 с.
2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Общество «Знание», 2001г. URL: http://www.znanie. org/docs/memorandum.html
3. Проект «Инновационная Россия – 2020». Стратегия инновационного развития Российской федерации на период до 2020года. [Текст]. -М.: Минэкономразвития, 2010. – 105с.

Процесс модернизации российского образования, результатом которого станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, совпадает с периодом глобальной модернизации образования в мире. Образование сегодня становится мощным фактором изменения всего общества и отдельного человека, обеспечивающим его высокую мобильность и вместе с тем интеграцию в различные социальные группы. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Действительность XXI века требует новой системы образования– «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективному определению будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, определяющим стратегию развития высшего образования, и направляет реформы на приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В стратегии «Инновационная Россия – 2020» заданы долгосрочные ориентиры развития, достижение которых возможно путем перехода на инновационную социально-ориентированную модель экономики. Основой для выстраивания эффективной инновационной системы является человеческий капитал как одно из важнейших конкурентных преимуществ России. Одним из направлений реализации Стратегии обозначено наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» -не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Это предполагает адаптацию системы образования для целей формирования у населения необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования.

В ходе реализации Россией требований Болонского процесса, поиска ответов на вызовы времени и решения стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования, осуществляется внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода и, вместе с тем, сохранение преемственности нового высшего образования с его отечественными традициями. Компетентностный подходв обучении возник как альтернатива развития практико-ориентированных качеств, необходимых обучающимся в социальной жизни и профессиональной деятельности, абстрактно-теоретическим знаниям. До недавнего времени сфера образования оперировала такими основными единицами, как знания, умения и навыки, известными в педагогике как ЗУН, в то время как профессиональная сфера работала с другими единицами – компетенциями и компетентностями. Компетентностный подход становится одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, важнейшим основанием для обновления системы образования. Он позволяет осуществить отбор содержания профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся личности и одновременно ориентирует на инновационный опыт успешной профессиональной деятельности в конкретной отрасли.

Компетентность в условиях решения задачи модернизации образования – повышения качества образования, рассматривается как интегральное проявление качеств личности. Она отражает уровень профессиональной и общей культуры, опыта практической деятельности и профессионального творчества будущего специалиста. Наиболее значительные компетенции (по данным европейского исследования в рамках проекта Tuning, 2006):

− способности к анализу и синтезу,

− способность учиться,

− способность решать задачи,

− способность применять знания на практике,

− способность приспосабливаться к новым ситуациям,

− забота о качестве,

− способность к самостоятельной работе и работе в команде,

− способностьуправлятьинформацией

Современная компетентностная парадигма затрагивает не только знаниевую сферу, но и личностные качества, сознание и деятельность специалиста. Именно личностное знание является базовой составляющей профессиональной культуры специалиста, может рассматриваться как основа профессиональной компетентности.

В период обучения в вузе личностное знание, как основа системы профессиональных компетенций, может быть сформировано через активные формы и методы с помощью инновационных средств обучения в процессе усвоения и присвоения профессионально ориентированного знания. Профессиональная компетентность складывается из приобретенных в ходе обучения и/или практической деятельности знаний, умений и навыков. К профессиональной компетентности можно отнести образование и программы повышения квалификации, которые дают человеку знания и частично умения, а также профессиональный опыт, напрямую влияющий на формирование навыков. В дальнейшем, в различные периоды профессионализации, происходит ее постепенное приращение в ходе непрерывного образования.

Учебная компетентность рассматривается как умение организовать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта; принимать на себя ответственность за получаемое образование.

Личностно-адаптивная компетенция дает возможность использовать и придумывать новую информацию и коммуникативные технологии; придумывать новые решения; проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами; быть упорным и стойким перед трудностями; быть подготовленными к самообразованию и самоорганизации.

Одновременно с изменениями в сфере образования разворачивается модернизация российского здравоохранения, важным аспектом которой является новая политика в сфере медицинского образования. Особое внимание уделяется совершенствованию образовательного процесса в высшей медицинской школе. В соответствии с задачами модернизации российского образования, высшая школа переходит на работу по новым образовательным стандартам (ФГОС ВПО 3 поколения), нацеленным на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Модернизация здравоохранения предъявляет высокие требования к выпускнику медицинского вуза в контексте личностно-профессионального развития студента как субъекта образовательной и профессиональной деятельности в их взаимосвязи; устойчивой потребности в непрерывном самообразовании, которая реализуется в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в профессиональном взаимодействии. Образовательный процесс должен стимулировать мотивационный потенциал будущего врача, реализация которого направлена на личностный, профессиональный рост и формирование мировоззрения врача. Одной из целей модернизации высшего медицинского образования является создание условий для профессиональной подготовки высококомпетентных специалистов, способных принимать обоснованные ответственные решения в своей профессиональной деятельности.

Восприятие компетенций в качестве нового типа целеполагания обозначает трансформирование образовательной политики вузов по направлению к интересам рынка труда и освоению парадигмы образования «длиною во всю жизнь». Актуальность такой позиции определяется переходом к «обществу, основанному на знании» или информационному обществу, т.е. такому, где основу экономики составляют нематериальные товары и услуги и где знания и умения приобретают первостепенное значение. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными гражданами общества. И лучший способ сделать это -образование длиною в жизнь, т.е. непрерывное образование.

Впервые концепция непрерывного образования, была сформулирована в 1965 году на форуме ЮНЕСКО. Согласно этой концепции, непрерывное образование – это процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования.

Непрерывное образование ныне признано основным принципом осуществления реформ образования и находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. На Европейском саммите в Лиссабоне (2000г.) по непрерывному образованию сформулированы выводы, которые подтверждают, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования -учения длиною в жизнь (lifelong learning). Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всегонепрерывногопроцессаегоучебной деятельности. Переход к инновационной экономике предполагает появление новых требований к системе образования. Наиболее важной глобальной проблемой в сфере образования на современном этапе мирового экономического и общественного развития является непрерывность образования.

Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти». И его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.

В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза сформулированы три вида образовательной деятельности:

-формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
- информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

Россия интегрируется в европейское и мировое образовательное пространство, в соответствии с общемировыми тенденциями, присоединяется к процессам модернизации образования и также провозглашает приоритет непрерывного образования в интересах устойчивого развития. В Российской Федерации обучение в течение всей жизни рассматривается как общая рамка развития национальной системы образования. Являясь активным участником программ ЮНЕСКО, наша страна присоединяется к выполнению документов европейских саммитов, которые заключают, что образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века, и непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости.

Парадигма медицинского образованияXXI века– созданиесистемы, обеспечивающей переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь». Непрерывное медицинское образование -это, прежде всего, формальное и неформальное дополнительное образование, а также обучение медицинских работников, обеспечивающее оперативное обновление востребованных рынком труда компетенций Основными направлениями развития непрерывного медицинского образования являются: формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования с учетом постоянного мониторинга спроса и предложения на федеральном, региональноми муниципальном рынках образовательных услуг; стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.

Таким образом, отвечая на вызовы времени, идеи модернизации современного образования определяют компетентностный подход и непрерывность образования основными направлениями. Эти позиции требуют подготовки специалистов, владеющих не только специальными знаниями, но и обладающих определенными качествами, обеспечивающими их конкурентоспособность, профессиональную мобильность, умения быстро переключаться с одного вида труда на другой и совмещать различные трудовые функции. Важнейшим при этом является обеспечение образовательных потребностей индивида путем создания условий для получения им востребованных обществом и производством общекультурныхи профессиональных компетенций, целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.


Библиографическая ссылка

Хоронько Л.Я., Цквитария Т.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И НЕПРЕРЫВНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 305-309;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4812 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674