Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Чмиль С.Н.

Изучению химии в медицинском колледже традиционно придается большое значение, так как химия является базовой для освоения специальных медицинских дисциплин.

Преподавание в колледже строится на основе программы школьного курса химии с соблюдением преемственности школьного химического образования, в основе содержания которого лежит спирально-концентрический принцип построенияучебногоматериала. В 8-9 классе средней школы закладываются базовые знания по предмету, ав 10-11 классе или на1 курсе колледжа эти знания расширяются и углубляются.

Проблема эффективного преподавания дисциплины «Химия» постоянно волнует преподавателя, т.к. количество студентов-первокурсников, которые не имеют базовых знаний, возрастает с каждым годом. Специалисты в области дидактики, педагогики и психологии считают, что в первую очередь преподаватель должен знать причины неуспеваемости студентов. Дело не только в нежелании студентов учиться. Чаще всего ситуация гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, т.к. в реальных условиях учебного процесса переплетается целый ряд причин, среди которых можно выделить несколько основных:

1) несформированность общеучебных компетенций;

2) отсутствие школьной базы по предмету (примерно в половине сельских школ нет учителя химии, поэтому уроки не проводятся или их ведут неспециалисты);

3) слабые знания по физике, математике, биологии;

4) отсутствие личной мотивации студента и в учебной группе в целом;

5) неравномерный уровень подготовки по дисциплине в группе;

6) слабое развитие волевой организации, недисциплинированность, пропуски занятий;

7) отсутствие навыков самостоятельной работы;

8) проблемы здоровья студентов, слабый тип нервной системы, эмоциональные нарушения, сенсорные и речевые нарушения;

9) безнадзорность со стороны родителей;

10) проблемы адаптации (лекционно-семинарская система обучения, короткие перемены, неравномерность нагрузки по дисциплинам, долга ядорога до колледжа и пр.)

Пути решения этих проблем:

1) для определения уровня знаний в начале 1 семестра проводится контрольная работа, содержащая задания по основным темам школьного курса химии. Лучшие результаты стабильно показывают студенты специальности «Фармация», которые сдают вступительный экзамен по химии;

2) проведение регулярных дополнительных занятий и индивидуальных консультаций для неуспевающихстудентов;

3) на первом занятии четко определяются требования к студентам, критерии оценки и оговаривается неукоснительность их соблюдения;

4) использование личносто-ориентированного разноуровневого обучения;

5) применение различных видов заданий: индивидуальные, групповые дифференцированные задания с учётом различнойподготовки, многовариантные заданияпостепенитрудности(выборварианта предоставляется студенту);

6) использование на занятиях различных видов опроса (устный, письменный, индивидуальный, тестированный и др.) для объективности результата;

7) обеспечение постоянного контроля на всех этапах обучения;

8) применение ИКТ и Интернетресурсов, что позволяет значительно разнообразить подачу учебного материала (мультимедиа презентации, подготовленные студентами и преподавателем, схемы, таблицы, обучающие компьютерные программы, электронные учебники, модели атомов, молекул, химических процессов, графические памятки и инструкции, иллюстрации к задачам, короткие видео ролики химических опытов и т.д.);

9) выявление внутрипредметных и межпредметных связей (совместно с преподавателями физики, биологии, математики, информатики, а главное – специальных дисциплин);

10) ориентация на практическое применение полученных знаний (приготовление растворов, решение медицинских задач, соблюдение правил техники безопасности при работе с дезинфицирующимирастворами, условияхранения веществ и перерасчет времени их хранения, вещества и материалы, широко используемые в медицине и быту и пр.);

11) организация самостоятельной внеаудиторной работы (разноуровневые задачи, подготовка студентами докладов, сообщений, презентаций по изучаемой теме, вовлечение в работу химического кружка);

12) сотрудничество преподавателя, куратора учебной группы, заведующего отделением и родителями неуспевающего студента.

С целью повышения эффективности преподавания химии на занятиях широко применяются игровые технологии. Например, тема занятия: Растворы. Тип занятия: интеллектуальная игра «Кровь людская не водица». Такая форма проведения учебного практического занятия позволяет наиболее полно выполнить триединую цель занятия:

-расширить кругозор обучающихся, закрепить и углубить знания студентов, привлечь к работе с дополнительной литературой, научить быстро ориентироваться в учебном материале (учебная цель);

-развить у студентов познавательные способности, сформировать самостоятельность мышления, умение логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний (развивающая цель);

-сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повысить творческую активность студентов, чувство ответственности перед своими товарищами (воспитательная цель).

Очень эффективны бинарные практические занятия в форме интеллектуальной игры. Например, занятие по теме «Строение атома» проводится совместно с преподавателем физики. Это способствует выявлению междисциплинарных связей, облегчает усвоение учебного материала, как по химии, так и по физике.

Следовательно, использование в преподавании химии инновационных педагогических технологий, методов и приемов обучения является методической основой повышения эффективности освоения учебного материала студентами первогокурса медицинского колледжа.


Библиографическая ссылка

Чмиль С.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 313-315;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4814 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674