Современный уровень развития науки, образования и здравоохранения требует новых подходов к подготовке в вузе высококвалифицированных специалистов.
Балльно-рейтинговая система используется в высшем медицинском образовании уже почти пять лет. Существует много неоднозначных мнений об этой системе. Преподавание химии студентам-медикам с учетом балльно-рейтинговой системы осуществляется на первом курсе. Первокурсники, пришедшие из школы, еще не совсем понимают особенностей обучения в высшей школе. Для большинства студентов стоит проблема адаптации к новой форме обучения. У студентов отсутствуют навыки самостоятельной работы без ежедневного контроля со стороны преподавателя. Для решения этой проблемы предлагается рейтинговая система контроля знаний при изучении курса химии в первом семестре. Нельзя не отметить, что с каждым годом уровень химической подготовки студентов снижается, что обусловлено недостаточным количеством часов химии школьного курса, а также ограниченным количеством аудиторных часов, отведенных учебным планом на изучение химии в вузе. В группах одновременно могут учиться студенты, различающиеся по своим способностям, и развить в каждом из них активное мышление и интерес к химии невозможно, если ориентироваться на «среднего студента». Необходима индивидуальная работа с каждым студентом, для этого требуется творческий подход и дополнительное время, вот здесь и приходит на помощь рейтинговая система. При изучении дисциплины используется модульная система. Студенту дается возможность зарабатывать баллы в течение семестра (60 баллов) иназачете(40 баллов). Баллы начисляются за посещаемость лекций и занятий, выполнение лабораторных работ, домашних заданий, тестов, контрольных работ, а также повысить свой рейтинг можно, выполняя индивидуальные работы, рефераты. То есть, всё зависит от желания и стремления самого обучающегося: можно трудиться весь семестр и получить зачет автоматом, а можно не напрягаться в течение полугода, выучить материал к зачету и также его получить. Каждому дается право выбора.
Весь курс химии разбит на четыре модуля:
- Основные типы химических реакций и процессов функционирования живых систем.
- Элементы химической термодинамики и кинетики химических реакций.
- Поверхностные явления. Адсорбция. Коллоидные системы. Высокомолекулярные соединения.
• Органическая химия.
В каждом модуле используется три вида контроля: текущий (тест готовности клабораторномузанятию, защиталабораторной работы); промежуточный (самостоятельная работа, коллоквиум) иитоговый (модуль, охватывающий весь изучаемый материал). Модуль № 1 «Основные типы химических реакций и процессов функционированияживыхсистем» включает 8 часов лекций и 18 часов лабораторного практикума, последние 3 часа отведены на контрольную работу. Этого количества часов не достаточно для изучения большого вузовского материала, включающего расчетные задачи разных типов, а в средней школе и медицинских колледжах, как правило, мало решают расчетных задач, поэтому только 50 % студентовитоговыймодуль№1 написали на положительные оценки. На модуль № 2 «Элементыхимическойтермодинамики икинетикихимических реакций» отведено 4 часа лекций и 9 часов лабораторных работ. Результаты итогового модуля № 2 показали, что 60 % студентов написали на «удовлетворительно», 10 % -на «хорошо» и «отлично», это связано с тем, что химическая кинетика изучается в школе, вопросы по кинетике входят в ЕГЭ по химии. Модуль № 3 «Поверхностные явления. Адсорбция. Коллоидные системы. Высокомолекулярные соединения» предусматривает 6 часов лекций и 12 часов лабораторных работ. Как показали результатыконтрольнойработы, большинство студентов справились с заданиями, так как дисперсные системы и высокомолекулярные соединения входят в школьную программу по химии, затруднения вызвали расчетные задачи и написание формулы мицеллы. Нужно отметить, что самый низкий балл студенты набирают помодулю«Органическаяхимия», наверное, сказывается не знание органической химии со школы, а также недостаточное количество аудиторных часов на этот раздел дисциплины (всего4 часа лекций и 12 часов лабораторных занятий). Учитывая, что на втором курсе изучается биологическая химия, основой которой служит органическая химия, то есть второкурсники должны самостоятельно изучать аминокислоты, углеводы, жирыит.д., потому что без этих знаний воспринимать огромный сложнейший материал биохимии невозможно.
Как показывает опыт работы, всего 5% студентов получают зачет автоматом, более60% студентов, успешно выполнивших учебный план в течение семестра, справляются с зачетом с первого раза, а оставшаяся часть, которые имели низкий рейтинговый балл, зачет с первого раза не получает.
Особенностью построения учебного курса химии в медицинском вузе является опора на знания, которые студенты должны получить, обучаясь в школе. Но именно эти знания у многих практически отсутствуют. Так, большинство студентов-первокурсников даже не могут сформулировать фундаментальные законы природы, не умеют решать простейшие задачи, не имеют представлений о химических свойствах веществ, относящихся к различным классам неорганических и особенно органических веществ. Студенты не умеют думать, анализировать, оценивать полученные результаты, формулировать выводы, а без знания фундаментальных основ химии сегодня немыслима подготовка высококвалифицированных специалистов – медиков.
Таким образом, преподавание химии в медицинском вузе требует особого подхода, при реализации которого большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов под руководством преподавателей и научно-исследовательской работы, что способствует выработке творческого подхода к профессиональной деятельности будущего специалиста.
Библиографическая ссылка
Яроватая М.А., Королёва И.П., Лазарева Е.К. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 340-342;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4824 (дата обращения: 22.11.2024).