Появление системы дистанционных форм обучения вызвано необходимостью обеспечения качественного, массового, самостоятельного и индивидуального образования. Поскольку дистанционное обучение позволяет студенту обучаться в удобное для него время, в удобном месте и с удобной интенсивностью, не прекращая при этом других видов деятельности, т.е. без отрыва от производства. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности государства и общества, обеспечить реализацию конституционных прав каждого гражданина страны на образования [1].
Последние десятилетия образовательные системы все больше реализуется в пространстве от контактного типа к дистанционному обучению и самообучению, при котором, основную роль играют телекоммуникационные средства [2].
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение студентов в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного образования (СДО) программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения [3].
Алматинская академия экономики и статистики (ААЭС) приступила к организации учебного процесса с десятью учебными информационными телекоммуникационными центрами (ИТКЦ) в областях Республики, через дистанционную форму обучения, реализуя свои принципы формирования учебного фонда библиотеки, набора студентов, методику обучения.
Система электронного образования обеспечивает реализацию следующих функций:
- администрирование учебной деятельностью (Course Administration);
- управление контентом (Content Management);
- доставка интерактивного контента в форме видеоконференций (Interactive Delivery);
- предоставление доступа к электронным коллекциям (Electronic resource access);
- виртуальные лаборатории (Virtual laboratories);
- управление навигацией по контенту (Sequencing);
- тестирование и оценивание учащегося (Testing/Assessment);
- контроль за ходом и результатами работы учащегося (Tracking);
- ведение профиля учащегося (Learner Profile).
В Алматинской Академии экономики и статистики для организации учебного процесса, независимой проверки знаний обучающихся в корпоративных сетях и сети Интернет, а также для дополнения традиционных (очных, заочных) форм обучения используется образовательный портал http://study.aesa.kz на платформе системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей-4.3». Она содержит следующие подсистемы:
- аутентификации (определение подлинности пользователя);
- управления пользователями;
- библиотеки (хранение учебного материала, сбор статистики обращений обучающих);
- тестирования (режим самопроверки, рубежного контроля и экзамена);
- интерактивного взаимодействия (форум, чат, электронная почта);
- организационно-учебной информации (расписание занятий, экзаменов и т.д.).
Информационное обеспечение дистанционного обучения реализуется электронными учебными материалами на казахском и русском языках, размещенными в библиотеке СДО Прометей 4.3» и на ftp-сервере ftp://file.aesa.kz/.
Записанные видеолекции могут быть использованы через медиасервер: mms://file.aesa.kz. Дополнительные учебные материалы размещены в Электронной библиотеке, содержащей электронные учебники, пособия, словари, справочники и методические разработки.
Основу телекоммуникационного обеспечения составляет центральная часть аппаратного комплекса центра дистанционного обучения (ЦДО). Общие технические требования, центральная часть аппаратного комплекса дистанционного обучения построена на базе технологий серверов приложений, а основная информация комплекса ЦДО храниться в промышленной реляционной базе данных. Серверы баз данных, хранящих информацию комплекса, защищены от сбоев в работе и от сбоев за счет побочных электромагнитных излучений и наводок, акустических, электроакустических и иных технических каналов [6].
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы приведены в таблице.
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы ААЭС
№ |
Информационные системы и электронные образовательные ресурсы |
Адрес |
Примечание |
1 |
Сайт АЭСА |
http://www.aesa.kz |
Официальный сайт |
2 |
СДО Прометей |
http://study.aesa.kz |
В библиотеке Прометей размещены электронные учебные издания АЭСА |
3 |
СДО Moodle |
http://moodle.aesa.kz |
вспомогательный образовательный портал |
4 |
Электронная библиотека АЭСА |
file://174.16.3.4/lib/1/Elektronnaybiblioteka |
Размещена в локальной сети АЭСА, которая включает в себя фонд электронных материалов электронные курсы, электронные УМКД, учебные пособия, руководства по изучению дисциплин, презентации. |
5 |
FTP-сервер |
ftp://file.aesa.kz |
Файловый обменник |
6 |
Корпоративная почта |
http://mail.aesa.kz |
Почтовый сервер |
7 |
Медиа сервер |
mms://media.aesa.kz |
Проводятся видео лекции и обеспечивается как интерактивная взаимодействие преподавателя и студентов. |
8 |
1С-Электронный деканат |
Комплексная информационная система администрирования учебным процессом |
Система дистанционного обучения поддерживает следующие формы обучения:
- лекции, в отличие от традиционных аудиторных лекций, исключают живое общение с преподавателем, но имеют и ряд преимуществ: использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции интересными и наглядными. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал;
- «очные» консультации;
- off-line-консультации, которые проводятся преподавателем курса с помощью электронной почты или в режиме телеконференции
- on-line-консультации; проводимые преподавателем курса;
- практические занятия;
- лабораторные работы при дистанционном обучении разумно проводить во время выездов преподавателей или под руководством тьюторов непосредственно в учебном центре или филиале вуза, имеющем необходимую материальную базу;
- самостоятельная работа студентов [4].
На кафедре «Информатика» проводятся крупные работы для организаций дистанционных занятий. Формирования электронных материалов для чтения в режиме он-лайн достаточно трудоемкая работа. Попытки сделать их максимально эффективными приводят к появлению множества проблем, разрешение которых под силу лишь достаточно опытному и профессиональному лектору. Чаще всего проведение он-лайн лекции воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными возможности активизации наглядного и теоретического образного мышления студентов.
Настоящее время на кафедре имеется база электронной продукции в виде конспектов лекций, методических указаний по выполнению лабораторных работ, практических работ на электронных носителях. Аналогично обстоит дело и с готовой электронной продукции используемых в учебном процессе по кафедре можно привести использование каталогов электронных учебников по всем читаемым дисциплинам.
Решение следующих задач со стороны администрации Вуза повышает эффективность и качество дистанционного обучения:
- учёт дополнительных объёмов работы для преподавателей на этапе проектирования;
- стимулирование преподавателей материальными и нематериальными средствами;
- соблюдение авторских прав на электронные учебники, дистанционные курсы, оболочки и другие интеллектуальные ресурсы дистанционного обучения (внешняя экспертиза, заключение лицензионных договоров на выплату авторского гонорара)
- разработка новых подходов к распределению учебной нагрузки для преподавателей с учётом увеличения объёмов работы на подготовку учебно-методических материалов для дистанционного обучения и временные затраты на проведение дистанционных курсов [5].
Система дистанционного обучения может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и в ближайшей перспективе.
Библиографическая ссылка
Мадьярова Г.А., Байсалбаева К.Н., Сегизбаева Р.У. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АЛМАТИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 126-128;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4858 (дата обращения: 21.11.2024).