Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сивякова Г.А. 1 Бондарцова Т.М. 1
1 Карагандинский государственный индустриальный университет
1. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». – Казахстанская правда. – 2012. – 15 декабря. – С.2-3.
2. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. Для подготовки кадров новой формации // Современное образование. – 2012. – № 2. – С.55-57.
3. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. – 2010. – № 2. – С.68-96.
4. Бондарцова Т.М. Об объективном и субъективном в процессе реформирования сферы образования Республики Казахстан. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С.96-98.

Образование – особая сфера, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков, практического опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей нации, ее исторического и нравственного самосознания. Каждой социально-экономической формации, эпохе, времени соответствует определенная образовательная модель, которой присущи те или иные характерные черты, приоритеты, особенности. В настоящее время, например, высшая школа рассматривается как основной социальный институт, реализующий задачи подготовки конкурентоспособных специалистов, профессионалов, носителей современного научно-технического прогресса.

Перечень видов профессиональной деятельности, представленных в Государственных общеобязательных стандартах образования (ГОСО), регламентирует структуру и содержание основной образовательной программы, а также обеспечивает направленность практической подготовки специалистов, знающих свою работу и понимающих весь технологический процесс производства в целом.

Различные виды профессиональной деятельности необходимы специалисту для решения щирокого круга задач, среди которых особое место отводится квалификационным. Перечень типовых профессиональных задач – необходимая составляющая стандарта, позволяющая каждому человеку сознательно определить выбор области приложения своих способностей в соответствии с общественными потребностями, а самое главное – осуществить практическую подготовку кадров в процессе обучения с большей эффективностью и качеством.

Решение профессиональных задач с помощью конкретных видов деятельности обязывает исполнителя иметь определённые характеристики, навыки. Требования к специалисту нужно понимать не как стандартизацию качеств личности, а как обобщённую информацию для человека, выбирающего данную профессию, то, с чем ему придётся столкнуться при выполнении своих непосредственных функций.

Способность студентов выполнять профессиональные виды деятельности, решать типовые и творческие квалификационные задачи характеризуется профессиональной компетентностью.

Вопрос о качестве подготовки специалистов сегодня практически сводится к вопросу о переходе от «квалификационного» к «компетентностному». При этом цель профессионального образования, основанного на компетенциях, определяется как установление соответствия между содержанием обучения и характером трудовой деятельности, между знаниями, умениями, опытом, получаемыми в результате освоения образовательных программ и «реальными» задачами и проблемами.

Формирование практических навыков применения полученных знаний осуществляется в ходе учебного процесса. Семинарские и лабораторные занятия и работы, научно-производственные практики предназначены для более полного усвоения лекционного материала и формирования умений для решения творческих задач в соответствующей профессиональной области. Выполнение дипломной работы, доклады на научных конференциях, самостоятельные научно-исследовательские изыскания и совместно с преподавателями, несомненно также способствуют повышению профессиональных компетенций.

Поэтому когда на производстве говорят о низком уровне умений наших выпускников «применять знания на практике», необходимо уточнить, о чем идет речь.

Система высшего образования разнообразна как по своим целям и задачам, так и по используемым образовательным технологиям. Та её часть, целью которой является подготовка специалистов наукоемких производств, а также работников в области науки и образования, должна обеспечить получение, прежде всего, университетского образования со значительной знаниевой и исследовательской компонентами. Если же речь идет о подготовке «сервисных» специалистов, ориентированных на исполнительские виды деятельности, то уместно говорить о подготовке именно практико-ориентированных специалистов.

Здесь также необходимо учитывать то, что есть виды общественно-полезной деятельности, которые очень важны для развития страны, но не входят в сферу интересов промышленников. И было бы совершенно неправильно выстраивать всю систему образования, согласуясь лишь с интересами рынка. Поэтому в тех случаях, когда отрасли или отдельные крупные предприятия выступают в роли заказчика специалистов, оплачивают их обучение, гарантируют трудоустройство, то, безусловно, их необходимо привлекать к формированию специализирующей части образовательной программы. В других же случаях это не должно стать самоцелью высших учебных заведений.

Какими же должны быть действительные компетенции, которые приобретают обучающиеся в вузах? Ведь, по существу, речь должна идти не только о тех задачах, которые возникнут в будущем, но и тех, которые стоят в данный момент. Так, для студента это прежде всего решение академических задач и задач личностного развития, обеспечиваемое системой занятий, зачетов и экзаменов, промежуточных и итоговых аттестаций. Что же касается «опережающих свойств» высшего образования, то они обеспечиваются как раз его фундаментальностью.

Переход от «знаниевой» модели образования к модели «компетенций» аргументируется нарастанием темпов устаревания информации. Этому же способствует и кредитная технология обучения, повсеместный переход на которую произведен в Республике Казахстан. Этим оправдывается и смещение конечных целей образования от знаний к интегрально-практическим умениям.

Но в вузовской системе образования все же ни в коем случае не должен исчезнуть такой компонент как формирование свободной личности, ориентированной на адаптацию в современном обществе с максимальной степенью самовыражения и возможностью продолжения самообразования на протяжении всей последующей жизни.

Работодатель в своих требованиях к специалисту, как правило, исходит из оценки профессиональных возможностей кадрового работника с многолетним опытом трудовой деятельности. Такой подход к оценке возможностей выпускника высших учебных заведений, а, в конечном счете и качества высшего образования, может стать источником необоснованных ожиданий.

Квалификация – это когда человек знает и может, а компетенция – когда он может, не всегда обладая при этом глубокими знаниями. Опыт практической деятельности можно приобрести только «апостериори», в ходе самой практической деятельности. Ее элементы, имеющиеся в образовательных программах в виде производственных практик или выполнения дипломных работ или проектов, могут обеспечить формирование лишь первичных профессиональных умений. Студент обучается основам профессиональной деятельности только в модельном варианте, а соответствующие опыт и навыки могут быть сформированы лишь в процессе практической деятельности. В этом смысле приобретаемые студентами умения, опыт и навыки носят академический характер. При этом неизбежно формируется разрыв между профессиональной деятельностью в реальных условиях и уровнем профессиональной подготовки выпускника высшей школы. «Компетенция» в самом общем понимании представляет собой интегральную характеристику предпринимательского потенциала личности и её готовности к конкурентному участию в рыночных экономических отношениях. Компетентностная модель более адекватна для реализации образовательных программ, целью которых является обучение учащихся определенному ремеслу, которое составляет основу будущей профессиональной деятельности. Поэтому правильнее её относить прежде всего к начальному или среднему профессиональному образованию, то есть к тем уровням, задача которых – подготовка квалифицированного исполнителя, способного к выполнению деятельности определенного вида.

Для системы высшего профессионального образования предпочтительнее все-таки смешанные элементы «знаниевой» и «профессиональной» составляющих компетентностного подхода.

При использовании компетентностного подхода в проектировании образовательных программ важно выбрать такие формы и методы обучения, а также их сочетания, которые позволят целенаправленно, результативно и эффективно формировать запланированные компетенции выпускников.

Перечень основных компетенций, требований к профессиональной парадигме, чёткая формулировка профессиональных видов деятельности и профессиональных задач должны найти в образовательной программе ясное отражение в виде основных этапов подготовки специалиста к будущей деятельности. Сама же основная образовательная программа должна содержать необходимую практическую подготовку специалиста, выраженную в различных организационных формах, а самое главное – непрерывно обновляться и совершенствоваться.

Практическая подготовка играет важную роль при формировании ключевых компетенций обучающегося в вузе. К их числу относятся, например, такие системные компетенции, как способность учиться, креативность, способность работать самостоятельно, лидерство, стремление к успеху, потребность в самообразовании и самопознании. В практической деятельности формируются и межличностные компетенции: способность работать в команде, способность к критике и самокритике, приобретаются навыки толерантных межличностных отношений. Практическая подготовка способствует приобретению также инструментальных компетенций: освоению компьютерной грамотности, освоению современных компьютерных технологий, умению работать с источниками информации, способности к организации и планированию учебной и исследовательской деятельности и других.

Практическая подготовка во многом обеспечивает преобразование осознания содержания профессиональных задач в их деятельностную компоненту, то есть в конечном итоге способствует формированию профессиональной компетентности. Поэтому необходим постоянный поиск ресурсов для повышения качества образования, совершенствования форм учебной деятельности, обновления перечня и содержания учебных курсов, применения новых методик подачи учебного материала и особенно организации производственных практик. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» уделено большое внимание реформированию профессионального образования и улучшению системы подготовки специалистов для всех отраслей экономики и даны конкретные поручения правительству и министерствам. В их числе непосредственные задания МОиН Республики о законодательном закреплении обязательной производственной практики на предприятии, начиная со второго курса обучения в вузе, а также модернизации методик преподавания в выше обозначенном аспекте [1]. Реально способствовать этому призваны также внедрение дуального метода в образовании, увеличение финансирования научно-исследовательских работ в вузе, повышение квалификации педагогов и преподавателей и т.д. [2] Вместе с тем нельзя не отметить и такой момент. Финансирование образования в РК за последние 10 лет колебалось в пределах 3,1 – 3,6 % от ВВП, то есть явно недостаточно сравнительно мировых показателей. [3; с.97]. А данный же фактор является, несомненно, важнейшим звеном в достижении реальных результатов в подготовке профессиональных востребованных кадров.


Библиографическая ссылка

Сивякова Г.А., Бондарцова Т.М. О ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 154-156;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4875 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674