Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ ВУЗОВСКОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

Кажигалиева Г.А. 1
1 Казахский национальный педагогический университет им. Абая
1. Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа. Русский язык. – Алматы: Казак университетi, 2012. – 16 c.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84с.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М.: Academia: АПК и ПРО, 2003. – 98с.
4. Зарыгин В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения: дис... канд. педаг. наук. – М., 2011. – 231с.
5. Кажигалиева Г.А., Бекишева Р.И., Тохтамова Р.К. Русский язык: учебное пособие для студентов искусствоведческих специальностей. Часть 1. – Алматы: Изд-во «Улагат», 2014. – 312 с.
6. Шишков С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., Педагогическое общество России. 2000. – 316 с.

Компетентностный подход, как показывает анализ научной литературы, наблюдения за тенденциями в современном высшем образовании, становится на сегодня приоритетным направлением, концептуальной основой развития современного образования, как школьного, так и вузовского. Данная приоритетность обусловлена, на наш взгляд, самой природой, ключевыми характеристиками компетентностного подхода: ориентацией на результат образования, который представляет собой не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [3]. Актуализация указанного подхода в современном образовании объясняется, на наш взгляд, еще и тем, что Казахстан, как и весь мир, живет сегодня в прагматично-рациональных условиях рыночной экономики, а важнейшим требованием последней, точнее ключевого ее компонента, рынка труда, является способность будущих специалистов к системному анализу, к инновационной деятельности, к быстрой адаптации в условиях профессиональной деятельности, их умение найти полученным знаниям оптимальное практическое применение. При компетентностном подходе определяющими в содержании обучения становятся действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить; доминирующий характер приобретает исследовательская, практико-преобразовательная учебная деятельность.

Таким образом, компетентностный подход, привлекателен сегодня в образовательной сфере, с нашей точки зрения, потому, что он позволяет минимизировать разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускнику, и реальным уровнем его знаний и умений, сместить акценты с совокупности знаний на способности выполнять определенные функции, используя знания.

В свою очередь в компетентностном подходе важно различать понятия «компетентность» и «компетенция». В научной литературе не наблюдается единообразия в подходе к их пониманию, оба эти термина, а также их соотношение трактуются достаточно широко. В толковании указанных двух терминов мы придерживаемся точки зрения В.А. Зарыгина, который, различая два этих понятия, отмечает, что под компетентностью следует понимать результат научения (обученности), тогда как компетенция представляет собой уже компетентность в действии. При этом ученым выделяются такие оценочные параметры, как усвоение (знаний, навыков, умений) и применение (имеющее отношение к выполнению деятельности) [4, с. 22]. Также, на наш взгляд, важно понимать компетенцию как интегративную категорию, которая при такой трактовке своего содержания не может замыкаться в узких рамках одного предмета и сводиться только к конкретным знаниям, умениям, навыкам по отдельной учебной дисциплине, а, напротив, как подчеркивает А.А. Вербицкий, характеризоваться такими признаками и свойствами, как: межпредметность, надпредметность, практикоориентированность, мотивированность использования, системность, культуросообразность, ситуативность [2]. А.А. Вербицкому вторят С.Е. Шишков, В.А. Кальней: «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению... Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [6].

Таким образом, компетентностный подход – это интегративная категория, вбирающая в себя как надпредметные умения и знания, так и личностные качества, способствующие успешному применению полученных знаний и умений в профессионально-практической деятельности. То есть определяющим являются не академические знания, а набор личностных умений, помогающий человеку быть успешным как в профессии (специальности), так и в жизни в целом.

В настоящей работе речь пойдет об использовании компетентностного подхода в учебном пособии, разработанном автором настоящих строк (в соавторстве с коллегами) по русскому языку как неродному для студентов искусствоведческих специальностей [5]. Поскольку в нашем случае актуализируется сфера преподавания русского языка как неродного, то важно отметить, что при разработке указанного учебного пособия мы руководствовались принципами функциональности, коммуникативности, специальности (контекстности) обучающихся, а также принципами кредитной системы обучения, функционирующей сегодня в вузах РК. Указанный в этом перечне контекстный принцип тесно смыкается по своим характеристикам с компетентностным подходом и напрямую связан со спецификой контекстного обучения, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов. Овладение профессией осуществляется в контекстном обучении как процесс динамического движения деятельности студента от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности к собственно профессиональной деятельности с помощью трех взаимосвязанных обучающих моделей: семиотической, имитационной и социальной [2, с.52].

Пособие согласно типовой программе [1] тематически отражает специфику социокультурной сферы общения: 1. Здоровье и здоровый образ жизни. 2. Культура и традиции. Праздники и искусство в жизни человека. 3. Закон. Права человека и их защита. 4. Природа и человек. Труд, учеба и отдых. 5. Средства массовой информации. Средства связи, их роль в жизни современного человека. Спецификой пособия является представление учебного материала в тематическом и лингвистическом блоках. Лингвистический блок, структурно находясь внутри тематического блока, вбирает в себя 20 разделов и по содержанию связан с такими отраслями лингвистической науки как стилистика и теория текста.

Разработанная в пособии структура занятий по каждой из двадцати лингвистических тем (1) занятие общего разбора темы (работа с теоретическим материалом); 2) комбинированное практическое занятие с углубляющейся проработкой учебного материала (закрепление темы); 3) занятие обобщения и систематизации знаний; 4) обобщение материала в процессе самостоятельной работы обучающихся (СРСП); 5) обобщение и систематизация материала в процессе самостоятельной работы обучающихся (СРС) позволила учесть особенности кредитной системы обучения (СРСП – СРС), а также представить каждую учебную (лингвистическую) тему логически завершенной, самодостаточной дидактической единицей.

Разработка учебных тем в настоящем пособии строится на текстоцентрическом принципе, предполагающем осмысливание текста как речевого произведения; основной принцип текстоцентризма в обучении – это единство языковой, речевой и правописной компетенции. В последнее время в рамках текстоцентрического подхода сформировалось понимание занятия как особого текста, в этом случае текстоцентрический подход обеспечивает целостность системы обучения русскому языку и целостность подходов к образованию. Кроме того, текстоцентрический подход обеспечивает целостность процесса формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции обучающихся. И если учесть, что основной целью преподавания русского языка как неродного в вузе является становление коммуникативной компетенции (знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения [Быстрова]), которая может быть сформирована лишь на уровне текста, то актуальность обучения на основе текста в сфере русского языка как неродного очевидна и не может вызывать сомнений. К тому же сам текст как понятие, как феноменологическое явление обладает такими свойствами и характеристиками, которые позволяют определить его в качестве основы методики обучения языкам.

Также в целях эффективного развития компетентностей-компетенций студентов нами в указанном учебном пособии предлагаются интерактивные методы обучения (указанные методы по природе своей сопрягаются с характеристиками компетентностного подхода): дискуссии, круглые столы, методы кластера и проектов, коммуникативные тренинги, ролевые, деловые игры и др. В подтверждение хотелось бы здесь привести конкретные примеры таких заданий, главным образом, в указанном пособии представленных в рамках СРСП – СРС.

Тема 2. Культура и традиции. Праздники и искусство в жизни человека. 1. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Задания для СРС. Задание 1. Проведите дискуссию в своей группе, предварительно разработав ее сценарий и письменные заготовки своих выступлений на тему: «Нужно ли современным людям Искусство?». В своих выступлениях используйте все три типа речи: описание, повествование, рассуждение. Задание 5. Подготовьте материалы для проведения круглого стола на тему: «Об эмоциональной силе искусства». Обоснуйте выбор отобранных материалов.

2. Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Задания для СРСП. Задание 5. Составьте текст-рассуждение на тему: «Мое отношение к массовой культуре», укажите вид рассуждения, обоснуйте свой ответ. Задания для СРС. Задание 3. Проведите дискуссию в своей группе, предварительно разработав ее сценарий и письменные заготовки своих выступлений на тему: «Способно ли искусство давать нравственные ориентиры?». В своих выступлениях используйте все три типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Задание 4. Подготовьте материалы для проведения круглого стола на тему: «Традиции и новации в культуре: каковы оптимальные пропорции?». Обоснуйте выбор отобранных материалов. В своих выступлениях используйте все три типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Тема 3. Закон. Права человека и их защита. 1. Общая характеристика функциональных стилей речи. Задание 2. Прислушайтесь к речи других людей – в транспорте, дома, в магазине, на улице – и запишите 12–14 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

2. Официально-деловой стиль. Его особенности и жанры. Задания для СРСП. Задание 3. Продумайте стратегию делового разговора, позвоните на подготовительные курсы, в новую школу и т. п. По окончании разговора проанализируйте, насколько успешно он прошел. Задание 5. Подготовьтесь и проведите деловую игру «Открытие музыкально-концертной фирмы». Цель: провести набор сотрудников и комплектацию штата. Проанализируйте подготовленные резюме с точки зрения их соответствия условиям официально-делового стиля.

8. Основные жанры научно-учебных текстов. Задания для СРС. Задание 3. Подготовьте устное выступление на одну из тем: А) Почему я выбрал профессию … Б) Жалею ли я о своем выборе? В) Что нужно делать для того, чтобы стать востребованным специалистом? Определите стиль, жанр, тип речи текста вашего выступления.

Таким образом, как показывает апробация рассмотренного в данной статье учебного пособия, преподавательская практика в целом, средства языкового обучения, в том числе учебные пособия по русскому языку как неродному, разработанные с учетом особенностей компетентностного подхода, способствуют успешному становлению не только предметных, но и надпредметных умений и знаний, а также и личностных качеств будущих специалистов, которые в интегрированном качестве помогают последним успешно применять полученные знания и умения в квазисоциальной / квазипрофессиональной деятельности, а в будущем помогут и в реальной профессионально-практической работе.


Библиографическая ссылка

Кажигалиева Г.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ ВУЗОВСКОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 159-161;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4880 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674