Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Вступая в период информационного развития общества, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Назначение школы – подготовить детей к жизни в современном обществе и сформировать умения самостоятельно организовать свою работу и досуг в пространстве компьютерных технологий.
Сегодня вопрос о необходимости обучения детей работе с компьютером, начиная с младшего школьного возраста, приобретает большое значение, так как раннее общение с компьютером – источником новой информации, средством, помогающим ее структурировать, хранить, осуществлять контроль за усвоенным, открывает ребенку мир огромных возможностей. Поэтому одним из критериев педагогической готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности выступает умение обучать младших школьников информатике, компьютерной грамотности, развивая у них творческие способности, формируя универсальные учебные действия. Все это подтверждает целесообразность изучения студентами – будущими учителями начальных классов, такого методического курса, который готовил бы их к обучению детей информатике, широкому владению современными информационными средствами.
Учебное пособие Л.Б. Абдуллиной, С.А. Косцовой «Информационные технологии в начальной школе» предназначено для студентов-бакалавров второго курса очного и заочного отделений по направлению подготовки бакалавров «050100 – Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»; учителей начальных классов, а также всех, кто так или иначе имеет отношение к организации образовательного процесса и его информатизации в свете современных требований внедрения ФГОС второго поколения в образовательный процесс школы.
Целью учебного пособия является углубление теоретических знаний студентов и формирование у них компетенций, определяемых федеральным государственным образовательным стандартом.
Курс «Информационные технологии в начальной школе» – это тот из учебных предметов, на котором формируется информационный компонент универсальных учебных действий, умения и навыки работы с информацией. Его содержание способствует реализации установки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на обучение младших школьников использованию различных «способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета». Акцентирование внимания при подготовке будущих учителей на их умение развивать познавательные способности обучаемых, с одной стороны, продиктовано такими требованиями Госстандарта второго поколения к метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы НОО как «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогии, причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). С другой стороны, успешность усвоения младшими школьниками информатики и формирование названных метапредметных умений обусловлено степенью развития познавательных способностей учеников, так как предполагает обучение поиску информации, ее анализа, обнаружение и изменение объектов, их описание, выделение с помощью сравнения характерных признаков, объединение предметов по общим признакам, представление информации в табличной форме и в виде схем.
Учебное пособие «Информационные технологии в начальной школе» состоит из трёх глав, списка литературы и приложений.
В первой главе «Изучение курса «Информационные технологии в начальной школе» последовательно и полно освещается программа курса, излагается методический материал по его изучению, описано содержание дисциплины, представлены семинарские и практические занятия, темы рефератов по изучаемой дисциплине.
Вторая глава посвящена изучению программных материалов по информатике и информационных компьютерных технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе.
В третьей главе учебно-методического пособия рассматривается игровой и занимательный материал по информатикедля детей младшего школьного возраста.
Изучение дисциплины «Информационные технологии в начальной школе» способствует формированию методической готовности учителей к профессиональной педагогической деятельности.
Методическая подготовка занимает важное место в системе профессиональной подготовки педагога, является неотъемлемым звеном, обеспечивающим целостность этой подготовки. Она позволяет будущему педагогу максимально приблизиться к сфере практической деятельности, ощутить ее специфику, современные веяния, проблемы, существующие способы их решения. Освоение методики во время обучения в вузе позволяет студенту глубже увидеть свои профессиональные перспективы, оценить свои профессиональные возможности, обнаружить образовательные дефициты и выявить способы их компенсации до окончания освоения основной образовательной программы по профилю подготовки «Начальное образование».
Предлагаемое учебное пособие выступает значимым компонентом образовательной среды, позволяющим обеспечивать достижение системного эффекта, способствующим формированию у студентов профессионального отношения к педагогической деятельности, осознанию собственных ценностных позиций, целевых установок, овладению методическими знаниями, освоению профессионально-методическими умениями. Достижение системного эффекта обеспечено путем интеграции методологии, теории и прикладных аспектов обучения информатике в начальной школе. Формирование методической готовности учителей к профессиональной педагогической деятельности связано с взаимной обусловленностью теоретических и практических компонентов обучения, решением учебно-профессиональных задач.
Содержание учебного пособия «Информационные технологии в начальной школе» позволяет выстраивать процесс обучения как поисковую систему, ориентированную на формирование готовности будущего учителя теоретически мыслить и практически действовать; на овладение студентами основными теоретическими знаниями по методике использования информационных технологий в практике обучения начальной школы, практическими умениями и навыками организации образовательного процесса с младшими школьниками в учебной и внеучебной деятельности; направлено на становление творческого потенциала педагога в сфере методической деятельности.
Библиографическая ссылка
Абдуллина Л.Б., Косцова С.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 187-188;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4902 (дата обращения: 23.11.2024).