Традиционно профориентационная работа рассматривается как оконченная по отношению к выпускнику школы, а этап работы с профессиональным будущим студента является заботой вузовской среды. Вуз помогает определиться с выбором профессиональной деятельности в процессе обучения с точки зрения формирования профессиональных компетенций.
Специфика профессионального самоопределения студентов специальности «Инноватика» происходит как формирование профессиональных компетенций для практически любой сферы. Специфичен и учебный план профессиональной подготовки: выпускники специальности должны обладать таким спектром знаний, который фиксируется присваиваемой квалификацией «инженер-менеджер».
За времяобучения должен пройти процесс формирования профессиональной идентичности, но какой: инженера, менеджера, инноватика? Абитуриент получает «рекламу-обещание», что квалификация инженер-менеджер позволит работать логистом, маркетологом, менеджером по инновациям, менеджером по оценкам рисков, специалистом по инноватике, специалистом по управлению инновациями, финансистом, экономистом, специалистом по бизнес-планированию, техническим директором и т.д. [3]. Естественна конкуренция с выпускниками других направлений, где такжеактуальны инновации. Ожидаемо, что диплом выпускника строительного, IT или педагогического направления, где нет слова «инновация», будет таким же современным и конкурентоспособным, как и диплом выпускника специальности «Инноватика».
Цель нашего исследования – дать оценку уровня профессионального самоопределения студентов направления «Инноватика». Объектом выступали студенты 1-го и 3-го курсов Пензенского филиала ПРЦВШ РГУИТП специальности «Инноватика». Предмет исследования – профессиональная направленность студентов специальности «Инноватика». Нами были выбраны проверенные временем методики:методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова) и дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
В качестве первой гипотезы было предположение, что большинство студентов выбрали данную специальность, так как склонны к креативному мышлению, заинтересованы в нововведениях, видят себя в будущем специалистами-инноватиками.
Мы предполагали, что количество студентов-гуманитариев будет преобладающим, в частности, допускали, что большинство юношей попадут в категорию «Человек-техника», а девушки – в категорию «Человек-человек» или «Человек-художественный образ» (по методике ДДО Е.А.Климова).
Также мы предполагали, что большинство студентов 3-го курса уверенны, что пойдут работать по специальности.
Всего было опрошено 40 студентов: 25 студентов (62,5%) 3-го курса направления «Инноватика» (20 девушеки 5 юношей) и 15 студентов (37,5%) 1-го курса направления «Инноватика» (8 девушек и 7 юношей).
Первая гипотеза оказалась опровергнута. Только 20% опрошенных студентов склонны к творческомумышлению, крайне наблюдательны и оригинальны. Вышеперечисленные качества позволят будущим специалистам в сфере инноваций создавать и продавать нечто оригинальное, «креативное». Работа в сфере инноваций поспособствует самореализации студента, поможет в развитии личных качеств.
Подтвердилась гипотеза под номером 2. Количество студентов с гуманитарным складом ума действительно больше, чем с техническим, на 30%. Большинство девушек представляют категорию «Человек-Человек», а юноши – «Человек-Техника». Практически все студенты склонны к управлению людьми и процессами, менеджменту в целом. Менеджерские качества и гуманитарный склад ума помогут им успешно продвигать и продавать инновационные проекты.
По результатам второго теста 63% опрошенных не видят себя менеджерами-инженерами по специальности «Инноватика». Они не чувствуют себя компетентными в данном направлении, а также не планируют работать по специальности.Картина не радужная, заставляющая ставить корректирующие задачи, в частности:
1. Постоянно проводить мониторинг профориентационной оценки обучающихся.
2. ВУЗ объединить организационные усилия по работе с абитуриентами, с обучающимися студентами и, желательно, с выпускниками.
3. Реализовать потенциал специальности как междисциплинарнойи по заявленным специализациям«инноватика в электроэнергетике», «инноватика в информатике»и по профессиям: от маркетолога до руководителя проекта.
4. Создать программу самомотивации: от самостоятельного выбора прохождения учебных практик до участия в профессиональных конкурсах и другое.
Библиографическая ссылка
Куманина Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИННОВАТИКА» КАК ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 13-14;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4913 (дата обращения: 04.10.2024).