Рефлексия – это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и в деятельности.Рефлексивность проявляется в способности анализировать свои действия и поступки, критически осознавать свои особенности, видеть свои возможности в саморегуляции своей деятельности и поведения.
Само понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Рефлексивность включает выяснение сущности и причин явлений и процессов, приведших к тому или иному результату, обращение к оценке собственного способа действия. Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы самопознания, выделяемые И. И. Чесноковой, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. Степень рефлексивности определяет и степень объективности знаний о себе, так как именно неоднозначность и некатегоричность суждений о себе позволяют вести внутренний диалог, «обсуждение с самим собой своей личности, ее ценностей» [1].
В психологии рассматриваются несколько основных направлений разработки проблемы рефлексии.
Деятельностное направление рассматривает рефлексию как компонент структуры деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.). В.В.Давыдов, Ю.Н.Кулюткин, В.Ю.Степанов Исследовали рефлексию в рамках проблематики психологии мышления. Изучали рефлексивные закономерности организации коммуникативных процессов В.С.Библер, С.Ю.Курганов, А.Липман. О.С. Анисимов, А.З.Зак, А.В.Захарова изучали рефлексию в педагогической психологии, как инструментального средства организации учебной деятельности.[2]
В нашем эмпирическом исследовании мы провели диагностику на выявление выраженности уровня рефлексивности у студентов третьего курса. В исследовании принимали участие 60 человек. Наша анкета содержала ряд вопросов, характеризующих элементы рефлексивности.
На вопрос «Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем» 60% студентов ответили «верно и совершенно верно». На вопрос «Закончив разговор, я продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения» у студентов преобладал ответ верно (70%). 65 % студентов ответили, что прежде чем принять решение, всегда стараются все тщательно обдумать и взвесить.
Данная методика выявляет 3 уровня рефлексивности: высокий, средний, низкий. Поданным нашего исследования, уровень рефлексивности студентов 3 курса факультета психологии и педагогики и студентов факультета татарской и сопоставительной филологии практически совпадает. Высокий уровень рефлексивности не выявлен. Средний уровень рефлексивности у студентов факультета психологии и педагогики – 60%, у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии – 63%. Низкий уровень рефлексивности выявлен у 40% студентов факультета психологии и педагогики, у студентов факультета татарской и сопоставительной филологии – 32%.
Таким образом, в целом, у студентов, преобладает средний уровень рефлексивности. Для студентов педагогических специальностей мы думаем, что это не плохой показатель, на данном этапе обучения в вузе.
Библиографическая ссылка
Рахимова Д.Р., Куприянова К.А. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 88-89;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4991 (дата обращения: 04.10.2024).