Сегодня открытость образования - это не только его внутреннее раскрепощение, но и обращённость к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам. Сохраняя свою самобытность и лучшие традиции, российское образование должно учесть мировые образовательные тенденции, приблизиться к нормам и стандартам общеевропейского, общемирового дома. К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
- лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
- переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
- демократизация жизни, становление и развитие гражданского общества, определяющие необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, а также к способности выходить из ситуации выбора без стресса;
- динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI века. В последние годы наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. Итак, важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы на современном этапе, без которых невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования, являются следующие:
- достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях, использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования, в частности полноценной системы индикаторов;
- приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
- проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании, что будет способствовать конкурентоспособности российской системы высшего образования;
- существенное повышение академической мобильности педагогов, обучающихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;
- равнодоступность различных секторов образования к государственным ресурсам;
- информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
- расширение участия как Российской Федерации в целом, так и отдельных её регионов, а также образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Современные тенденции развития профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 18-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5 (дата обращения: 21.11.2024).