Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ

Сагдуллина Г.Ю. 1 Самигуллин Р.Ю. 1
1 Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Денеко М.В. Концептуальная модель профессионального развития // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – СПб.-Новокузнецк: ГНУ ИОВ РАО, 2007.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации. Электронный ресурс: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1275.html.
6. Макарова О.А., Самигуллина Г.Ю. Личностный потенциал учителя // Развитие линостно-профессионального потенциала учителя в процессе профессиональной подготовке. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. – С.55-70.
7. Минахметова А.З., Пьянова Е.Н. Личностный потенциал как фактор формирования профессионала // Развитие линостно-профессионального потенциала учителя в процессе профессиональной подготовке. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. – С.29-41.
8. Шляпов Е.И., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов-на-Дону, 1995.

Усиление гуманистических тенденций в образовании обеспечило формирование новых подходов и взглядов на место и роль человека в образовательном процессе. Любой субъект образовательного процесса, в том числе и педагог, выступает не только потребителем, но и активным творцом культуры.

Гуманизация образования предполагает формирование у  учителя: установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека. [8].

Прежде чем переходить к личностному потенциалу учителя, ответим на вопрос: «Что же такое личностный потенциал человека?»

В настоящее время разработка общих закономерностей формирования в процессе деятельности потенциальной сферы или функционального запаса личности осуществляется при изучении адаптационного потенциала (А.Г. Маклаков), творческого потенциала (Я.А. Пономарев, Е.Л. Яковлева, Д.Б. Богоявленская), интеллектуального потенциала (Е.Ф. Рыбалко, Л.Н. Кулешова, Т.В. Прохоренко, Ж.А. Балакшина, В.Н. Дружинин), менеджерского потенциала (А.Г. Шмелев, Г.А. Соловейчик, Т.Р. Гребенюк, Т.Р. Лепеха). [1]. Понятие о личностном потенциале разрабатывалось в психологии Д.А. Леонтьевым на основе синтеза философских идей М.К.Мамардашвили, П. Тиллиха, Э.Фромма и В. Франкла. Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала, как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д.А. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых им усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [5].

Разные авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга.

Что же такое педагогический потенциал?

Педагогический потенциал личности - это динамическая функциональная система, объединяющая личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре. Суть реформирования профессионального образования следует рассматривать с точки зрения формирования личности специалиста (личностный аспект), введения изменений в содержание и структуру приобретаемых знаний (содержательный аспект), обучения способам саморегуляции поведения и использования приобретенных знаний для преобразования в практические действия при решении стандартных творческих профессиональных задач (технологический аспект) [2].

Профессионализация личностного педагогического потенциала, его трансформация в профессионально-педагогический проходят стадии формирования и аккумулирования в процессе профессиональной вузовской подготовки, развивается как устойчивая система связей, создающая условия для передачи опыта в процессе профессиональной деятельности и дополнительного профессионального образования [2].

Критериями развития профессионально-педагогического потенциала учителя выступают: степень профессиональной субъектности, уровень профессионального самосознания, соотношение профессиональных возможностей и притязаний, степень актуализации педагогического потенциала личности. Показателями степени реализации профессионального педагогического потенциала становятся: эффективность педагогической деятельности (уровень результативности), уровень личностной комфортности при ее осуществлении, степень профессиональной активности [3].

Основными условиями развития профессионально-педагогического потенциала выступают: обеспечение в процессе образования движения в развитии от аккумулирования возможностей к их реализации; осуществление гармонизации процессов образования и личностного развития человека; обеспечение преемственности и интеграции учебной и профессиональной деятельности, множественности и вариативности условий образования в зоне реализации профессионального педагогического потенциала [6].

Личностный потенциал профессионального развития – не врожденное качество, оно формируется в учебной, а затем трудовой деятельности человека при наличии положительной мотивации. Понятие личностного потенциала профессионального развития человека включает, с одной стороны, реальные профессиональные возможности, его готовность к эффективной профессиональной деятельности, с другой – нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека. При этом личностный потенциал профессионального развития (как интегральное свойство человека-профессионала), являющийся продуктом учебной и профессиональной деятельности, сформировавшись, сам становится объективным фактором дальнейшего хода жизни и профессионального становления [6, 7].

Таким образом, личностный потенциал профессионального развития – интегральное качество человека, образующееся в результате включения его в деятельность и состоящее из взаимосвязанных и взаимообуславливающих функциональных образований: личностных качеств, профессиональных знаний, профессионально-значимых свойств.


Библиографическая ссылка

Сагдуллина Г.Ю., Самигуллин Р.Ю. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 99-100;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5018 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674