В современном мире важнейшими факторами, влияющими на скорость и направленность происходящих изменений, определяющими успешность реализации властных решений, а также степень вовлеченности граждан в процесс политико-властных отношений, являются, на наш взгляд, уровень политического сознания и ценности доминирующего типа политической культуры населения.
Поэтому исследования политического сознания и поведения россиян, а также политической культуры населения в целом, остаются актуальными на протяжении последних десятилетий и привлекают интерес ученых.
Получение нового научного знания по столь популярной в научных кругах проблеме, на наш взгляд, возможно с помощью новых исследовательских подходов. На наш взгляд, заслуживает внимание созданная американскими исследователями Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом «Теория поколений» (1995 г.), суть которой заключается в том, что поведение человека зависит от той системы ценностей, которая формируется у человека до 12 – 14 лет. Причем существенное влияние на ее содержание оказывают воспитание и те события и явления общественной жизни, которые окружают ребенка в период его взросления. Во взрослом возрасте сформированная таким образом система ценностей влияет на все проявления человека, в том числе, на оценку происходящих событий, политические установки и ожидания, на мотивацию и модели политического участия.
По нашему мнению, разница в ценностях поколений объясняет не только известный «конфликт поколений», но и определяет уровень заинтересованности представителей различных поколений в сложившейся системе общественных отношений, идеологические установки и интересы, степень политической активности, а значит, влияет и на электоральный выбор.
Теория поколений в России получила развитие в работах отечественных ученых-практиков: Евгении Шамис, Алексея Антипова, Евгения Никонова и др. [4 -9]. В рамках данной концепции социологической группой ВПИ (филиал) ВолгГТУ в городе Волжском было проведено исследование на тему «Гражданское общество в восприятии волжан», результаты которого подтвердили разницу в восприятии поколений данного явления [2, с. 361].
Опрос населения проводился с использованием метода личного формализованного интервью, по инструментарию, подготовленному исследовательской группой. В исследовании приняло участие 312 человек. При опросе населения использовалась репрезентативная выборка по полу и возрасту респондентов. Данные о половозрастном распределении жителей города, необходимые для расчета выборки, были получены в Отделе государственной статистики города Волжского.
В настоящее время (согласно «теории поколений») в России живут представители шести поколений: GI (Победители) (1890–1923 г.р.), Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.), Поколение Беби-Бумеров (1944-1963 г.р.), Поколение Х (1964-1984 г.р.), Поколение Y (Миллениум) (1985-2000 г.р.), Поколение Z (c 2000 г.р.), что было учтено при расчете выборки.
Одной из рабочих гипотез, на базе которых осуществлялся анализ результатов исследования, явилось предположение о том, что значимость базовых ценностей у представителей различных поколений не одинакова.
С целью получения статистически значимой информации о том, носителями каких ценностей являются представители различных поколений горожан, им был задан вопрос «Какие общечеловеческие ценности наиболее важны для Вас лично?». У представителей Молчаливого поколения первые места среди ценностей заняли: «уверенность в завтрашнем дне» - 13,4%, «безопасность семьи» - 10,4%, «согласие, мир» - 8,3%, «знания, хорошее образование» - 7,8%, «почитание родителей» и «равные возможности для всех» получили по 7,3% выборов респондентов. Несмотря на то, что демократические ценности для данного поколения в целом оказались незначимыми; «демократию» назвали в качестве значимой 8% опрошенных представителей данного поколения (самый большой показатель у данной ценности и по массиву, и по поколениям). «Равные возможности для всех» в данной группе выбрали 7,3%, «гражданские права» - 7%.
Поколение Беби-Бумеров также на первые места в большинстве своем поставили: «уверенность в завтрашнем дне» - 14,4% и «безопасность семьи» - 12,7%. На третьем мест у них «стабильность» - 9,4%, на четвертом «карьера» - 9%, на пятом месте «знания, хорошее образование» - 8%. И для данного поколения демократические ценности не оказались в числе значимых. Так, «демократия» важна только для 1,7% опушенных Беби-Бумеров, «гражданские права» - 6,3%, а «плюрализм» указали только 3%.
Значимость ценностей Поколения Х несколько отличается от аналогичных оценок старших поколений. Так, первое место здесь заняли ценности в ином порядке следования: «безопасность семьи» - 11,8%. «уверенность в завтрашнем дне» - 11%, «стабильность» - 10,4% (самый большой результат данного ответа у всех поколений); на четвертом месте оказалась «обеспеченность» - 9%, на пятом месте «почитание родителей» - 9,2%. Из демократических ценностей данному поколению наиболее близкой оказался «плюрализм», его указали в ответах 6% опрошенных.
Самое молодое из опрошенных поколений, поколение Y (Миллениум), продемонстрировало наибольшие отличия от общих данных в своих оценках значимых ценностей. Так, у поколения Y наиболее важной ценностью оказалась: «верная дружба» - 9,6%, на втором месте «безопасность семьи» - 9,5%, на третьем «плюрализм» - 8%, четвертое место разделили «почитание родителей» и «обеспеченность» - по 7,4%, на пятое место респонденты данной группы поставили «знания, хорошее образование». Несмотря на третье место такой ценности как «плюрализм», только «свобода слова» у данного поколения набрала 4,9% выборов респондентов. Остальные демократические ценности также оказались не востребованы основной массой опрошенных представителей данного поколения.
Следует также отметить, что полученные данные показали небольшой рост значимости некоторых ценностей от поколения к поколению, а также, напротив закономерное снижение значимости ценности у различных поколений. Такая ценность как: «верная дружба» у Молчаливого поколения набрала 4%, у Бэби-бумеров – 4,5%, у поколения Х – 5,8%, у поколения Y – 9,6%. Аналогичная ситуация сложилась и в случае такой ценности, как «плюрализм». У Молчаливого поколения данная ценность вообще не представлена в ответах (0%), у поколения Бэби-Бумеров набрала 3%, у поколения Х – 6%, у поколения Y – уже 8%.
Также было отмечено и снижение значимости ценностей: «гражданские права» и «согласие, мир». «Гражданские права» как значимая ценность оказалась важна только для 6,5% Молчаливого поколения, у поколения Х эту ценность указали 6,3%, у поколения Бэби-Бумеров – 4,2%, у самого молодого поколения Y – 2,7%. Такая же ситуация с ценностью «согласие, мир». Молчаливое поколение выбрало ее в качестве значимой для себя в 8,3% случаев, поколение Бэби-Бумеров – в 7%, поколение Х – в 6,3%, поколение Y - 5,6%.
На наш взгляд, выявленные особенности значимости ценностей для различных поколений как раз подтверждают Теорию поколений. Действительно, Молчаливое поколение, ценности которого формировались после Второй мировой войны, ценит мир и согласие, поскольку именно эти ценности были наиболее актуальны в период формирования ценностей данного поколения. Молодые поколения, которые знают о войне только из рассказов, учебников, книг и кинофильмов, не знают что такое война; данными ценностями дорожат существенно меньше.
В целом, выбор ценностей ни одного из поколений полно не соотносится с набором ценностей всего массива опрошенных. Ближе всех к общему набору оказались представители Поколение Беби-Бумеров (1944-1963 г.р.). Данное несоответствие, на наш взгляд, подтверждает наличие проблемы ценностей в российском обществе. Кроме того, полученные данные свидетельствуют и о том, что демократические ценности по-прежнему являются чуждыми для большинства граждан, что делает проблематичным их осознание в качестве основных целей развития общества.
Таким образом полученные данные подтвердили предположение том, что значимость базовых ценностей у представителей различных поколений не одинакова.
Библиографическая ссылка
Дьяконова К.С., Соколов Р.В., Стефанович С.Ю., Лясина И.Ю. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН (НА ПРИМЕРЕ Г. ВОЛЖСКОГО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 113-115;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5034 (дата обращения: 04.10.2024).