Собственность как категория является предметом рассмотрения различных наук, вследствие чего можно говорить об экономическом, социологическом,правовом, философском толковании собственности.
Как экономическая категория собственность — это отношения между людьми по поводу собственности, т.е. по поводу ее принадлежности, контроля над ней, ее раздела или передела. Первостепенное значение в обществе имеет форма собственности на средства производства (землю, орудия и предметы труда). Реальное содержание собственности как экономической формы производства закрепляется юридическими принципами владения, пользования и распоряжения.
Проблема собственности являлась предметом размышлений многих философов. Философское осмысление собственности предполагает ее анализ сквозь призму триады природа-человек-культура. В круг проблем философии собственности, входят вопросы об онтологических корнях собственности, сопряженность духовной и материальной, вещественной и невещественной собственности, духовно-этическое обоснование собственности, соотношение свободы и собственности, место и роль собственности в жизни личности и общества.
В русской философской традиции большую роль играл этический аспект проблемы собственности, соотношение этой категории с общегуманистическими установками. Так, для B.C. Соловьева основания собственности заключаются в сущности человеческой личности. Собственность в материальном мире есть идеальное продолжение личности в вещах или ее перенесение на вещи, осуществляемое посредством завладения и трудом. Основания собственности нужно искать в мире идеальном, в сфере нравственности: собственность обнаруживает нравственную связь поколений. С одной стороны, в собственности проявляется переживание, жалость родителей к детям, а с другой стороны, собственность - это реальная точка опоры для благочестивой памяти об умерших родителях. Кроме того, для большинства людей отношение к природе может стать нравственным только при условии наследственной земельной собственности.
Для H.A. Бердяева собственность представляет собой также «начало духовное, а не материальное», в ней заключен определенный нравственный смысл, раскрывающийся во взаимоотношениях с окружающим миром. Человек, завещая свою собственность близким людям, тем самым выражает свое духовное отношение к ним и преодолевает эмпирические границы своей жизни. Однако отношения собственности имеют противоречивую природу и склонность к разложению и в случае обоготворения и злоупотребления собственности «делают человека рабом призрачных благ». Следовательно, собственность не может быть признана абсолютным и высшим началом, а должна быть ограничена и подчинена более высоким основаниям, связанным с выходом за рамки существующего хозяйства.
Большой вклад в ее изучение внес Б.Н. Чичерин – выдающийся русский юрист, публицист, историк, философ, общественный деятель. Он исследовал сущность собственности, ее виды, а также экономическое и юридическое значение. Чичерин писал, что собственность – это одно из основных свойств и проявлений человеческой личности и ее свободы. Государственной же задачей является регулирование отношений собственности.
Хотелось бы поразмышлять над вопросом о «бедных и богатых». Ведь изначально человек рождается не имея у себя в наличии никакой собственности. И получается, что каждый мог получить желаемое имущество. Почему же природа нас изначально создает равными между собой, а в современном обществе разве возможно социальное равенство?
Чичерин в своей работе отвечает на данный вопрос, говоря, что равенство людей невозможно, потому что это будет противоречить происхождению собственности. Это как «естественный отбор» в природе. Каждый рождается со своими способностями и умениями. И так как одним из способов получения собственности является труд, а люди не могут достигнуть равных результатов своих трудов, то различные результаты труда порождают различные материальные доходы и тем самымсоциальное неравенство. А сделать всех равными между собой - означает посягать на их свободу.
Таким образом, философия собственности очень актуальная тема, над которой можно много рассуждать, и даже спорить. Собственность это не какой-то круг принадлежащих кому-то вещей и предметов. Это система отношений в обществе, отношений экономических, политических, нравственных, межличностных, правовых и пр.
Собственность представляет собой универсальный регулятор отношений в триаде природа-человек-культура и придает им личностную окрашенность. Собственность это мировоззрение человечества, форма его существования.Благодаря собственности человек приобретает чувство уверенности, появляется доверие к людям. Собственность учит человека любить труд и землю, укрепляет семейные связи.
Библиографическая ссылка
Лебедева С.О., Королева А.В, Сабинина А.С. ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 138-139;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5044 (дата обращения: 04.10.2024).