В современном быстро развивающемся мире для любой организации актуальна задача адекватного и грамотного управления. Как бы ни казалось странным, современные технологии обработки информации и связи предоставляют запредельные возможности для коммуникации и управления, тем не менее, некоторые организации разваливаются, а некоторые покоряют всё новые и новые вершины. В чём же причина такой дифференциации в успехе организаций? Вероятно, одна из причин заключается в разнице подходов управления и разнице технического оснащения, в наличии или отсутствии автоматизированных систем интеллектуальной поддержки [3] (сокр. АС ИП) управления и принятия решений. Данная статья посвящена упускаемым нюансам при построении таких систем. Рассматривается построение АС ИП на основе сценарно-ситуационного подхода к управлению, с обоснованием выбора последнего.
Существует несколько подходов к управлению описанных Майклом Месконом в [1]. Есть разные основания для их классификации. В частности, выделяются с точки зрения школ управления: научный и административный подходы. Есть основание для обозначения подходов с точек зрения человеческих отношений, науки о поведении, количественных методов. Рассмотрение управления с процессуальной точки зрения предполагает вычленения системного и ситуационного подходов. Чтобы говорить об управлении организациями, дадим необходимые определения используемых понятий, приводимых в вышеуказанном источнике, и разберём вышеперечисленные подходы к управлению.
1) «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей»
2) «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [1].
Название подходов к управлению, в принципе, говорит само за себя, тем не менее, следует указать более подробно, что стоит за тем или иным названием. Научный подход включает в себя оценку человеческих возможностей, производительности труда, реалистично учитываются факторы, влияющие на прибыль в производстве. Используется стимулирование разными способами работников в выполнении их обязанностей. Управленческая должность выделяется как специальность.
Административный подход подразумевает иерархическую систему, где в основе лежат понятия централизации и подчинения интересов общему. Разработанная с учётом данного подхода система управления организацией подразумевает справедливость внутри относительно работников, адекватную оплату труда, командный дух, единоначалие. Однако она не учитывает некоторые нюансы, например, человеческий фактор. И если в организации отступают от принципов данного подхода в пользу прагматизма, административная система перестаёт работать и отвечать требованиям управляемости.
Школа управления с точки зрения человеческих отношений выявляет, что хорошая заработная плата работников – это не единственный фактор, сказывающийся на качестве управления. Важным аспектом управления являются личные отношения «начальник-подчинённый», поэтому данный подход предполагает более тесное общение между руководством и работниками. Немаловажным является забота организацией о самих работниках и об их интересах.
Школа управления с точки зрения поведенческих наук подразумевает повышение эффективности работы всей организации с помощью оптимизации человеческих ресурсов. Учитываются характер человека, его способности и наклонности, а также качества коммуникации, лидерства, авторитетность.
Количественный подход подразумевает коррекцию управления, основанную на численных методах анализа и оптимизации, применяемых к той или иной модели организации или ситуации.
Процессный подход подразумевает, что управление – это не единовременное действие, а серия непрерывно повторяющихся взаимосвязанных действий. Каждое такое действие представляется в виде управленческой функции. Наиболее примитивная модель этого подхода подразумевает следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
Системный подход основывается на теории систем и рассматривает модели организаций как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой и имеющей множество подсистем. Данный подход наиболее целостно описывает структуру организации.
И, наконец, ситуационный подход, являющийся логическим продолжением системного, подразумевает, что для управления организацией в каждой отдельной типовой ситуации, требуется отдельный тип знаний и адекватные обстановке действия. Только так система-организация может успешно существовать в быстро меняющемся мире.
Рассмотрим данные выше два определения «Организация» и «Управление». Из определения (1) видно, что основой организации является группа людей – малое сообщество. Поэтому, организацию целесообразно рассмотреть с точки зрения теории Никласа Лумана, его взглядов на общество [2;4]. Он представляет общество как систему, рекуррентно-замкнутую, наблюдение за которой из самой системы возможно лишь с осознанием того факта, что наблюдаемое и наблюдатель есть одно. Это вытекает из простого примера, когда человек наблюдает за самим собой. Он не видит сам процесс наблюдения, и лишь отстранившись от видимой картинки, человеку абстрактно можно представить и понять, как глаз видит то, что делает единый организм, в который этот глаз входит. Н. Луман называет эту проблему «слепым пятном». Поэтому, при построении любой организации необходимо учитывать «проблему самонаблюдения» и вносить необходимые корректировки в управлении этой организацией.
Как видно из определения (2), управление – это процесс. Соответственно, чтобы управляющему увидеть сам процесс управления целостно, по аналогии с попытками наблюдения человека за собственным процессом наблюдения, необходимо выносить абстрактное представление о процессе управления в наглядную форму-модель, на основе которой можно детально рассмотреть все нюансы управления, с учётом корректировки проблемы самонаблюдения. Иными словами, процесс управления попадает в рамки теории аутопойезиса, принятой за один из краеугольных камней в работах Н.Лумана [2]. Возможность реализовать такую модель предоставляет сценарно-ситуационный подход управления, всеобъемлюще охватывающий систему, в которой ведётся управление, учитывающий максимально допустимое количество различных ситуаций, которые могут произойти во время жизни организации, то есть в процессе управления. В других подходах – аутопойэзис ситуаций и процесса управления фактически не рассматривается. Поэтому, рассмотрим сценарно-ситуационный подход более подробно.
В его основе заложена предопределённость всевозможных решений по управлению системой или организацией по отношению к распланированным возможным ситуациям (предусмотренным заранее). То есть, центральным элементом ситуационного подхода является ситуация – модель системы (организации) в определённом состоянии. Соответственно, задачей при построении системы (в том числе автоматизированной системы интеллектуальной поддержки) управления является выявление возможных состояний системы (внутренних переменных) и возможных внешних входных воздействий (внешних переменных), а также методов и руководств к действию в том или ином состоянии и внешнем входном воздействии. Таким образом, ситуация является смысловой единицей в данном подходе к управлению, в свете которой и рассматривается сама организация как объект управления.
Помимо этого, методология данного подхода не отгораживается и не обособляется от ранее развитых подходов к управлению, а наоборот – интегрирует их в себя. То есть в каждом отдельном случае (в зависимости от организации, страны, экономических факторов) следует применять тот или иной метод реализации управления, при этом помня неразрывность процесса управления от наблюдаемого. А это и есть главное – целостность восприятия организации, органов управления и внешнего мира обеспечивает наиболее чуткое и адекватное управление в любых условиях и ситуациях. И чем качественнее будут проработаны всевозможные варианты развития ситуаций, тем стабильнее будет управляемость системой.
Так как же всё-таки рекуррентная замкнутость влияет на процесс управления – главным образом, пониманием наличия этой замкнутости. То есть, если управляющий понимает, что он и подчиненные одно целое, ситуация управления переходит в другое русло. До тех пор, пока психологически управляющий отделяет себя от организации, её успешность и целостность неустойчивы, так как он не учитывает в процессе управления присутствие самого себя. Так же дело обстоит и с автоматизированными системами интеллектуальной поддержки, включающими, либо не включающими в себя понятие аутопойезиса процесса управления. От адекватности описания системой организации и всего процесса управления зависит качество принимаемых ею решений.
В качестве выводов отметим основные задачи в ходе построения АС ИП, основанных на ситуационном подходе:
1) Детализированные анализ и описание организации с разбиением на функциональные блоки Установление зависимостей и связей между элементами системы. Формирование ТЗ.
2) Проработка всех возможных состояний системы и переходов между ними, в зависимости от искомого состояния и входных воздействий извне (обстановка вне организации) – разработка модели с наборами ситуаций.
3) Наложение полученной модели на область информационно-вычислительной техники, с учётом всех «слепых пятен» в системе управления, в том числе, самой вычислительной техники. Реализация спроектированной модели в программно-аппаратной информационной среде.
4) Наладка и сравнение предполагаемых результатов принятия решений АС ИП с рабочими результатами. Внесение корректив. Введение в эксплуатацию.
Как видно из приведённого материала, проблематика «слепого пятна», актуальна не только в зрении человека, восприятии в обществе, но и в областях информационных технологий, когда автоматизированная система не учитывает наличие самой системы, результаты не всегда оправдывают ожидания. Поэтому, стоит обращать внимание на философские вопросы аспектов жизни общества и организации, так как именно они могут помочь выявить те пробелы в знаниях, которые приводят к неточностям и ошибкам построения тех или иных автоматизированных систем управления.
Библиографическая ссылка
Ермилов А.Э., Михайлова Т.Л. СЦЕНАРНО-СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СВЕТЕ ТЕОРИИ АУТОПОЙЭЗИСА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 161-163;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5056 (дата обращения: 04.10.2024).