Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СЦЕНАРНО-СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СВЕТЕ ТЕОРИИ АУТОПОЙЭЗИСА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Ермилов А.Э. 1 Михайлова Т.Л. 1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева
1. Майкл, М., Основы менеджмента./ М. Майкл, А. Майкл, Х. Франклин – Пер. с англ. / под ред. Л.И. Евенко. М.: «Дело», 1997. – 704 с.
2. Луман, Н. Общество как социальная система. Пер. с нем./ А. Антоновский. М.: «Логос», 2004. – 232 с.
3. Мисевич, П.В. Сценарно-ситуационный подход к проектированию средств интеллектуальной поддержки процесса функционирования автоматизированных систем // Системы управления и информационные технологии. 2007. N2.1(28). – С. 166-171.
4. Михайлова, Т.Л. Новая системная парадигма как методологическая основа управления социальными и информационно-коммуникативными системами/ Т.Л. Михайлова//Труды НГТУ им.Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». – Н.Новгород, 2009. - С.6-20. – ISSN 1816-210-Х.
5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учебное пособие для вузов. – М.: «Приор», 2001 – 413 с.
6. Койре, А.В. Очерки истории философской мысли – Перевод Я.А. Ляткера – М.: «Прогресс», 1985 – 286 с.
7. Наука и жизнь в контексте технологий / Б.Г.Юдин// Человек: Журнал. – М.,2005. – Вып.6 – С. 5 – 25.
8. ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. – Введ. 1992-01-01. – М.: Изд-во стандартов, 2009. – С.100 – 105.

В современном быстро развивающемся мире для любой организации актуальна задача адекватного и грамотного управления. Как бы ни казалось странным, современные технологии обработки информации и связи предоставляют запредельные возможности для коммуникации и управления, тем не менее, некоторые организации разваливаются, а некоторые покоряют всё новые и новые вершины. В чём же причина такой дифференциации в успехе организаций? Вероятно, одна из причин заключается в разнице подходов управления и разнице технического оснащения, в наличии или отсутствии автоматизированных систем интеллектуальной поддержки [3] (сокр. АС ИП) управления и принятия решений. Данная статья посвящена упускаемым нюансам при построении таких систем. Рассматривается построение АС ИП на основе сценарно-ситуационного подхода к управлению, с обоснованием выбора последнего.

Существует несколько подходов к управлению описанных Майклом Месконом в [1]. Есть разные основания для их классификации. В частности, выделяются с точки зрения школ управления: научный и административный подходы. Есть основание для обозначения подходов с точек зрения человеческих отношений, науки о поведении, количественных методов. Рассмотрение управления с процессуальной точки зрения предполагает вычленения системного и ситуационного подходов. Чтобы говорить об управлении организациями, дадим необходимые определения используемых понятий, приводимых в вышеуказанном источнике, и разберём вышеперечисленные подходы к управлению.

1) «Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей»

2) «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [1].

Название подходов к управлению, в принципе, говорит само за себя, тем не менее, следует указать более подробно, что стоит за тем или иным названием. Научный подход включает в себя оценку человеческих возможностей, производительности труда, реалистично учитываются факторы, влияющие на прибыль в производстве. Используется стимулирование разными способами работников в выполнении их обязанностей. Управленческая должность выделяется как специальность.

Административный подход подразумевает иерархическую систему, где в основе лежат понятия централизации и подчинения интересов общему. Разработанная с учётом данного подхода система управления организацией подразумевает справедливость внутри относительно работников, адекватную оплату труда, командный дух, единоначалие. Однако она не учитывает некоторые нюансы, например, человеческий фактор. И если в организации отступают от принципов данного подхода в пользу прагматизма, административная система перестаёт работать и отвечать требованиям управляемости.

Школа управления с точки зрения человеческих отношений выявляет, что хорошая заработная плата работников – это не единственный фактор, сказывающийся на качестве управления. Важным аспектом управления являются личные отношения «начальник-подчинённый», поэтому данный подход предполагает более тесное общение между руководством и работниками. Немаловажным является забота организацией о самих работниках и об их интересах.

Школа управления с точки зрения поведенческих наук подразумевает повышение эффективности работы всей организации с помощью оптимизации человеческих ресурсов. Учитываются характер человека, его способности и наклонности, а также качества коммуникации, лидерства, авторитетность.

Количественный подход подразумевает коррекцию управления, основанную на численных методах анализа и оптимизации, применяемых к той или иной модели организации или ситуации.

Процессный подход подразумевает, что управление – это не единовременное действие, а серия непрерывно повторяющихся взаимосвязанных действий. Каждое такое действие представляется в виде управленческой функции. Наиболее примитивная модель этого подхода подразумевает следующие функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Системный подход основывается на теории систем и рассматривает модели организаций как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой и имеющей множество подсистем. Данный подход наиболее целостно описывает структуру организации.

И, наконец, ситуационный подход, являющийся логическим продолжением системного, подразумевает, что для управления организацией в каждой отдельной типовой ситуации, требуется отдельный тип знаний и адекватные обстановке действия. Только так система-организация может успешно существовать в быстро меняющемся мире.

Рассмотрим данные выше два определения «Организация» и «Управление». Из определения (1) видно, что основой организации является группа людей – малое сообщество. Поэтому, организацию целесообразно рассмотреть с точки зрения теории Никласа Лумана, его взглядов на общество [2;4]. Он представляет общество как систему, рекуррентно-замкнутую, наблюдение за которой из самой системы возможно лишь с осознанием того факта, что наблюдаемое и наблюдатель есть одно. Это вытекает из простого примера, когда человек наблюдает за самим собой. Он не видит сам процесс наблюдения, и лишь отстранившись от видимой картинки, человеку абстрактно можно представить и понять, как глаз видит то, что делает единый организм, в который этот глаз входит. Н. Луман называет эту проблему «слепым пятном». Поэтому, при построении любой организации необходимо учитывать «проблему самонаблюдения» и вносить необходимые корректировки в управлении этой организацией.

Как видно из определения (2), управление – это процесс. Соответственно, чтобы управляющему увидеть сам процесс управления целостно, по аналогии с попытками наблюдения человека за собственным процессом наблюдения, необходимо выносить абстрактное представление о процессе управления в наглядную форму-модель, на основе которой можно детально рассмотреть все нюансы управления, с учётом корректировки проблемы самонаблюдения. Иными словами, процесс управления попадает в рамки теории аутопойезиса, принятой за один из краеугольных камней в работах Н.Лумана [2]. Возможность реализовать такую модель предоставляет сценарно-ситуационный подход управления, всеобъемлюще охватывающий систему, в которой ведётся управление, учитывающий максимально допустимое количество различных ситуаций, которые могут произойти во время жизни организации, то есть в процессе управления. В других подходах – аутопойэзис ситуаций и процесса управления фактически не рассматривается. Поэтому, рассмотрим сценарно-ситуационный подход более подробно.

В его основе заложена предопределённость всевозможных решений по управлению системой или организацией по отношению к распланированным возможным ситуациям (предусмотренным заранее). То есть, центральным элементом ситуационного подхода является ситуация – модель системы (организации) в определённом состоянии. Соответственно, задачей при построении системы (в том числе автоматизированной системы интеллектуальной поддержки) управления является выявление возможных состояний системы (внутренних переменных) и возможных внешних входных воздействий (внешних переменных), а также методов и руководств к действию в том или ином состоянии и внешнем входном воздействии. Таким образом, ситуация является смысловой единицей в данном подходе к управлению, в свете которой и рассматривается сама организация как объект управления.

Помимо этого, методология данного подхода не отгораживается и не обособляется от ранее развитых подходов к управлению, а наоборот – интегрирует их в себя. То есть в каждом отдельном случае (в зависимости от организации, страны, экономических факторов) следует применять тот или иной метод реализации управления, при этом помня неразрывность процесса управления от наблюдаемого. А это и есть главное – целостность восприятия организации, органов управления и внешнего мира обеспечивает наиболее чуткое и адекватное управление в любых условиях и ситуациях. И чем качественнее будут проработаны всевозможные варианты развития ситуаций, тем стабильнее будет управляемость системой.

Так как же всё-таки рекуррентная замкнутость влияет на процесс управления – главным образом, пониманием наличия этой замкнутости. То есть, если управляющий понимает, что он и подчиненные одно целое, ситуация управления переходит в другое русло. До тех пор, пока психологически управляющий отделяет себя от организации, её успешность и целостность неустойчивы, так как он не учитывает в процессе управления присутствие самого себя. Так же дело обстоит и с автоматизированными системами интеллектуальной поддержки, включающими, либо не включающими в себя понятие аутопойезиса процесса управления. От адекватности описания системой организации и всего процесса управления зависит качество принимаемых ею решений.

В качестве выводов отметим основные задачи в ходе построения АС ИП, основанных на ситуационном подходе:

1) Детализированные анализ и описание организации с разбиением на функциональные блоки Установление зависимостей и связей между элементами системы. Формирование ТЗ.

2) Проработка всех возможных состояний системы и переходов между ними, в зависимости от искомого состояния и входных воздействий извне (обстановка вне организации) – разработка модели с наборами ситуаций.

3) Наложение полученной модели на область информационно-вычислительной техники, с учётом всех «слепых пятен» в системе управления, в том числе, самой вычислительной техники. Реализация спроектированной модели в программно-аппаратной информационной среде.

4) Наладка и сравнение предполагаемых результатов принятия решений АС ИП с рабочими результатами. Внесение корректив. Введение в эксплуатацию.

Как видно из приведённого материала, проблематика «слепого пятна», актуальна не только в зрении человека, восприятии в обществе, но и в областях информационных технологий, когда автоматизированная система не учитывает наличие самой системы, результаты не всегда оправдывают ожидания. Поэтому, стоит обращать внимание на философские вопросы аспектов жизни общества и организации, так как именно они могут помочь выявить те пробелы в знаниях, которые приводят к неточностям и ошибкам построения тех или иных автоматизированных систем управления.


Библиографическая ссылка

Ермилов А.Э., Михайлова Т.Л. СЦЕНАРНО-СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СВЕТЕ ТЕОРИИ АУТОПОЙЭЗИСА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 161-163;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5056 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674