Ключевым фактором развития экономики не только в России, но и в других странах является качественно иное взаимодействие государства и бизнеса. Государственно-частное партнерство – перспективное сотрудничество, распространяющееся преимущественно в инфраструктурном секторе экономики. Оно принципиально отличается от известного патернализма государства, оно создает свои формы и методы развития той или иной отрасли.
Среди инструментов такого партнерства выделяют концессионные и инвестиционные соглашения; бюджетное инвестирование; инвестирование без признаков бюджетных инвестиций. Как механизм финансирования оно позволяет увеличить возможности для движения капитала, количество частных инвесторов, которые в виду наличия высоких рисков ранее были закрытыми для частного капитала. Так как развитие инфраструктуры обязательно дает мультипликативный эффект на функционирование всей социально-экономической системы – необходимо привлечение частного капитала. Именно частный сектор позволит снизить нагрузки на государственный бюджет, повысить эффективность и конкурентоспособность. Вместе с тем для бизнеса принятие решения об инвестировании зависит от конкретных параметров экономической эффективности. Для власти процесс принятия решения сложен, критерии размыты, существует масса вариантов вложений.
Наиболее привлекательной в инвестиционном смысле являются инфраструктурные объекты, в том числе строительство новых объектов с последующей передачей их учреждениям (например, станции переливания крови). Без государственного регулирования и софинансирования реализация подобных проектов весьма затруднительна для бизнеса.
Для привлечения к участию в проекте частных инвесторов необходимо их заинтересовать. «Интересом» будет являться эффективное распределение рисков и выгод между сторонами. Рисками для государства являются: выбор медицинского объекта, неинтересного для бизнеса, неверная оценка необходимых финансовых ресурсов, неэффективное использование бюджета, неэффективная модель проекта. Для инвестора: возможность расторжения контракта, соглашения, проблемы с конкуренцией, ошибочная оценка спроса и цены проекта. Однако риски в каждом случае зависят от массы различных факторов, их перечень носит открытый характер. Наиболее подходящими для сферы здравоохранения являются DBFO, DBO, ВОТ, ВООТ, ВТО, ВОО, ВОМТ, DBOOT, и др. [1,3] Можно выделить несколько кластеров моделей партнерства.
Кластер 1: при наличии возможности решить социальные, экономические проблемы государство с помощью бюджетных средств помогает в реализации проекта инвестора. Государство обеспечивает необходимые условия (инфраструктуру), которые позволяют инвестору осуществить проект. Оба партнера находятся в пределах своей ответственности, однако эти проекты находятся на границе ответственности государственного и частного.
Кластер 2: инвестор с разрешения государства осуществляет предпринимательскую деятельность на объекте сферы здравоохранения на конкретное время. В этой модели государство непосредственно участвует в проекте. Используется тогда, когда инвестор самостоятельно не может его реализовать.
Кластер 3: государство обеспечивает нужную инфраструктуру инвестору. Особенностью здесь является то, что цель увеличение эффективности деятельности для повышения качества оказываемых медицинских услуг, оптимизация бюджетных расходов.
В широком смысле одной из форм партнерства можно назвать государственные контракты. Данный механизм не позволяет в рамках одного контракта аккумулировать проектирование, строительство, содержание объекта инфраструктуры. Сложностью является в рамках законодательства определить размер затрат, и определить вознаграждение партнера в зависимости от качества в отдельно взятый промежуток времени.[2]
Между тем зарубежный опыт показывает перспективность развития государственных контрактов сочетающих в себе вышеуказанные элементы. Такие контракты принято называть «контрактами жизненного цикла». «Контракт жизненного цикла» – одна из форм государственно-частного партнерства, который учитывает жизненный цикл объекта, чаще всего средне- или долгосрочная перспектива. По его условиям частный партнер выполняет весь объем работ, начиная с создания проектно-сметной документации и заканчивая обслуживанием, эксплуатацией, ремонтом в течение всего жизненного цикла, а государство гарантирует оплату равными частями на все время действия государственного контракта после ввода объекта в эксплуатацию. Частный партнер выбирается на конкурсной основе.
Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 года регулирует контракты жизненного цикла. Преимуществом их использования являются общественная полезность, минимизация рисков некачественного проектирования, установление ответственности частного партнера за проектно-сметную документацию, оплата только в случае поддержания объекта в соответствии с заявленными в техническом задании требованиями, оплата в рассрочку. В текущее время для экономики контракт жизненного цикла может явиться одним из наиболее эффективных инструментов государственно-частного партнерства.
Библиографическая ссылка
Корнеева Я.А. КОНТРАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА - ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 40-41;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5133 (дата обращения: 03.12.2024).