В настоящее время состояние народных художественных промыслов в нашей стране далеко не однозначно. С одной стороны, создается впечатление, что искусство народных мастеров является достаточно «популярным» и востребованным, вызывающим интерес в обществе, что, казалось бы, обеспечивает ему достойное место в пространстве современной культуры. С другой стороны, налицо явное угасание некогда мощных центров народного творчества, имеющих не только всероссийское признание, но и обладающих мировой известностью. Нечто подобное происходит с жемчужиной лакового искусства - Палехом. Цель данной статьи - выявить наиболее существенные проблемы в развитии искусства лаковой миниатюры Палеха. Одной из таких проблем последних лет художественного Палеха стала разобщенность художников, занимающихся лаковой миниатюрой. Разобщенность – явление, характерное для всего российского общества постсоветского периода. В Палехе она усилена, в первую очередь, утратой единых художественно-производственных мастерский (в которых когда-то были созданы условия для повышения профессионального уровня, существовал контроль над качеством выпускаемых изделий). Выпускники училища в последние годы не стремятся на работу ни на одно из трех обособленных предприятий, специализирующихся на производстве палехской лаковой миниатюры, а многие из них и вовсе уезжают из Палеха. Обособление художников, отсутствие притока свежих творческих сил в мастерских ведет к замедлению творческого роста, прерыванию преемственности традиций. Размываются, стираются особенности стиля. Возникает опасность утраты школы. Помимо специфических художественных проблем не последнюю роль играют проблемы экономического плана. Так, беспрецедентное нарушение авторских прав мастеров (подделка «под Палех»), ведет к обесцениванию подлинных изделий мастеров - палешан, отсюда - снижение их материального достатка, в итоге ведущее к поискам других видов заработка (особенно молодыми людьми). Отсюда становится непривлекательным проживание в поселке. В ходе исследования был обнаружен целый ряд других косвенных проблем, негативно сказывающихся на развитии искусства Палеха. К ним можно отнести следующие проблемы: приближение всех цен, в том числе на художественные материалы, в России к у ровню мировых цен, при неизменной высокой стоимости лаковых изделий за рубежом; большое количество посредников между художником и коллекционером, смена ценностных ориентиров и низкий жизненный уровень российской интеллигенции, среди которой всегда были ценители искусства Палеха, снижение у россиян интереса к своей культуре, истории, отсутствие государственных заказов и т.д. В ходе исследования были сформулированы условия, при которых возможно возрождение некогда славных народных художественных промыслов. К этим условиям были отнесены: понимание на государственном уровне и не на словах, а на деле важности сохранения традиционного национального искусства и, в первую очередь, его корневой основы – искусства народного; законодательная защиты предприятий народных промыслов, семейных мастерских, мастерских художника, художественной технологии и стилистики, продуктов творчества и способов их реализации, потребителя творчества, музейных коллекций, природно-исторической среды, в которой живет традиция; воспитание молодых граждан России (в т.ч. будущих художников и коллекционеров) на великих традициях русского искусства, повышение уровня культуры потребителя искусства, их вкусов, способностей ценить прекрасное; популяризация палехского искусства: создание условий для участия народных мастеров в отечественных и зарубежных выставках (так, в Палехе в последние годы общие выставки за пределами поселка устраивает только Палехское отделение Союза художников.), организация фестивалей (в первую очередь народного искусства), конференций, чтений, творческих встреч; развитие туризма; привлекать к работе с народными мастерами искусствоведов, краеведов, корреспондентов СМИ, всех неравнодушных людей; создание новых фильмов о народных художественных промыслах, размещение информации в интернете, выпуск буклетов, каталогов, альбомов; строительство музеев, отвечающих современным требованиям; развитие инфраструктуры центров народного творчества с учетом сохранения особенностей изначального облика старинных сел, что важно, как для привлекательности к проживанию здесь местного населения, в т.ч. художников, так и для гостей; охрана природно-исторической среды бытования промысла; создание социально - культурной инфраструктуры, рабочих мест наличие работы для всего населения, проживающего в центре; открытие сети магазинов для народных промыслов, исключающих большое число посредников; государственные закупки и заказы; система стимулирования творческой активности художников (договора, конкурсы, гранты и т.п., высокохудожественными произведениями определяется лицо промысла). Проведенное исследование показало, что в условиях рынка Палех, как и многие другие народные промыслы, столкнулся с рядом серьезных проблем. Чтобы сохранить его как значимый культурный потенциал и достояние России, нужна поддержка на всех уровнях – местном, региональном, федеральном.
Библиографическая ссылка
Петрова А.А., Ершова Л.В. ИСКУССТВО ПАЛЕХА. РАЗВИТИЕ ИЛИ УГАСАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 47-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5143 (дата обращения: 21.11.2024).